Аннотация к рабочей программе педагога-психолога
Психологическое
сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения
качества образования в современном детском саду.
Рабочая программа
педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения-
детский сад №34(далее МБДОУ) разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ);
- в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г.
№1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
- в
соответствии с изменениями в Федеральный закон от 31.07.2020г.№ 304-ФЗ
«О внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- в
соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014);
- в
соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №514н от 24
июля 2015г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог- психолог»
(психолог в сфере образования)»;
- на основании Приказа
Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в
Минюсте России 27.01.2023 N 72149);
- в соответствии с образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №34 г. Екатеринбурга ( на основании Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. №1028)).
-в
соответствии с Рабочей Программой воспитания Муниципального бюджетного
образовательного учреждения – детский сад №34.
Психологическое сопровождение
участников образовательного процесса в ДОО предполагает:
- повышение уровня психологической
компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя
знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики;
- принятие условности возрастных
норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать поведенческие
реакции ребенка и правильно их формулировать;
- организацию коррекционно-
развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
Цель программы: создание
каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей,
творческой самореализации, развития самостоятельности, познавательной и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций,
определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, сохранение
психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников
образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в
следующих задачах:
‒ охрану и укрепление
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
‒ создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта ценностных отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
- предупреждение
возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи
(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и
социализации;
- создание условий для
формирования представлений о нормах и правилах поведения принятыми в обществе;
- обеспечение психологического сопровождения
разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение
рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на
создание социально-психологических условий позитивной социализации и гармоничного
личностного развития.
Задачи
психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста
детей, уровня их развития.
Планируемые
результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса в
ДОУ согласуется с представленными во ФГОС ДО целевыми ориентирами.
Эффективность
программы может оцениваться результатами тестирования либо методом экспертной
оценки (оценивается педагогами, воспитателями, родителями по определенным
параметрам деятельности педагога- психолога)
Основные направления деятельности
педагога-психолога:
Цель: изучение индивидуальных
особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития
ребенка, сформированности определенных психологических новообразований,
соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и
межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Цель: предупреждение дезадаптации,
снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его
индивидуальности, предупредить
возникновения проблем в развитии и
взаимодействии участников
воспитательно-образовательного процесса, создание благоприятного
психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по
предупреждению и снятию психологической перегрузки.
3. Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия
потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления - личностного, познавательного, коммуникативного развития, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия
участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им
психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной
программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
5.
Цель: создание условий для повышения
психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей,
формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по
психологическим проблемам, а именно:
- повышение
уровня психологических знаний;
- включение
имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
6.
Коррекционная работа
выстраивается на основании рекомендаций ПМПК, результатов психодиагностического
обследования педагога-психолога и диагностики учителя-логопеда.
7. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей ОВЗ
Необходимость
участия семьи в процессе социализации формирующейся личности наиболее важна при
воспитании и обучении детей, имеющих особенности в развитии.
Педагог-психолог ДОУ взаимодействует с родителями по повышению их
психологической грамотности, компетентности в области психолого- педагогических
знаний о закономерностях развития ребенка.
Система взаимодействия с
родителями включает:
·
ознакомление с результатами диагностики,
основными направлениями коррекционной работы в ДОУ;
·
обучение
конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах
детской деятельности на семинарах-практикумах, тренингах, консультациях и
открытой образовательной деятельности.
·
вовлечение родителей непосредственно в
образовательную деятельность;
·
гармонизация семейных взаимоотношений;
·
ознакомление родителей с работой ДОУ на общих
родительских собраниях.
Формы работы с родителями: индивидуальные, групповые.