Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя
Рабочая программа (далее
– Программа) раскрывает содержание и организацию образовательной деятельности
для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста по образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность».
Программа разработана в соответствии с
Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028,
(далее – ФОП) и Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022,
(далее – ФГОС ДО).
При разработке Программы учитывались
следующие нормативно правовые документы:
Программа разработана на основе
следующих нормативно-правовых документах:
1. Конвенция о
правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила
в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с
изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
3. Федеральный
закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (ред. от
28.04.2023).
4. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155, в редакции от 08.11.2022, (далее – ФГОС ДО);
5. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного
образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
6. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован
27.01.2023 № 72149);
7. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
8. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020
г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
10. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
11. Приказ Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
(ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Цель Программы: разностороннее
развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Основные задачи:
1. Формировать
музыкальные знания и навыки в различных видах музыкальной деятельности
адекватно детским возможностям.
2. Развивать музыкальные
способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
3. Развивать
исполнительские и творческие способности.
4. Развивать
эмоциональную отзывчивость и познавательный интерес к музыке и музыкальной
деятельности.
5. Воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру посредством приобщения к
музыкальному искусству.
Задачи с учетом
специфики региональных и социокультурных условий:
1. Приобщать
дошкольников к культурному и музыкальному наследию своего края: образцам
народного фольклора, народным художественным промыслам, культурным музыкальным
традициям.
2. Вовлекать
детей в художественно-творческую деятельность регионального содержания.
3. Развивать
предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания ближайшего окружающего
мира посредством музыкального искусства.
4. Воспитывать
уважение к своему дому, малой Родине.
В Программе содержатся целевой,
содержательный и организационный разделы.
В Целевом разделе представлены:
цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения
Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Программы; педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов.
Содержательный раздел включает задачи и
содержание образования по ОО «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность». В нем представлено описание вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Программы. Включены образовательные
технологии, способствующие музыкальному развитию дошкольников. Указаны
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, а
также способы поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности.
Показаны особенности взаимодействия
музыкального руководителя с семьями обучающихся. Даны направления и задачи
коррекционно-развивающей работы.
В Содержательный раздел Программы входит
рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы в рамках музыкального искусства, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям в процессе
музыкальной деятельности.
Организационный раздел Программы
включает:
· описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы,
· организацию
развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале и в группах
детского сада,
· материально-техническое
обеспечение.
Раздел содержит примерный перечень
музыкальных произведений для использования в образовательной работе в разных
возрастных группах.
Представлены особенности организации
образовательного процесса и календарный план воспитательной работы.
Программа строится на
принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия
взрослого с детьми.
Материал распределяется
по возрастным группам (дети от 2-х месяцев до 7-ми лет) и видам музыкальной
деятельности. Педагогическая и коррекционная работа, представленная в
Программе, обеспечивает всестороннее музыкальное развитие дошкольников.