Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-технические условия, обеспечивают:
1) Возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения ООП ДО,в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) Выполнение ДОУ требований,в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
• оборудованию и содержанию территории;
• помещениям, их оборудованию и содержанию;
• естественному и искусственному освещению помещений;
• отоплению и вентиляции;
• водоснабжению и канализации;
• организации питания;
• медицинскому обеспечению;
• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
• организации режима дня;
• организации физического воспитания;
• личной гигиене персонала;
• пожарной безопасности и электробезопасности;
• охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (далее - РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, а также территории, прилегающей к ДОУ (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста,в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
РППС обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ,в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
РППС в ДОУ является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной,в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудованные учебные кабинеты
В детском саду имеются: физкультурный зал, музыкальный зал, 14 групповых помещений, кабинеты дополнительного образования, в том числе для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Созданы специально оборудованные учебные кабинеты: кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.
Созданы условия для оказания логопедической помощи нуждающимся воспитанникам.
Кабинеты учителя- логопеда и педагога-психолога содержат:
-материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного оснащения;
-дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
-картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
-логопедические альбомы для обследования;
-предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
-настольно-печатные дидактические игры;
-алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
-методическая, дидактическая, справочная и художественная
литература.
Объекты для проведения практических занятий
Для организации образовательной деятельности, в том числе для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в ДОУ имеется:
Информационно-методический кабинет - 1, групповые комнаты -14, музыкальный зал- 1; физкультурный зал - 1, кабинет учителя-логопеда – 1, кабинет педагога-психолога - 1; спортивная площадка -1 , прогулочные групповые площадки - 14.
Групповые помещения, кабинеты специалистов, прогулочные площадки оснащены оборудованием необходимым для организации образовательного процесса.
Библиотека
В Информационно-методическом кабинете и каждой группе организована детская библиотека,в том числе для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Литература подобрана в соответствии с возрастными особенностями и реализуемой образовательной программой дошкольного образования.
Весь книжный фонд МБДОУ можно условно разделен на части и включает в себя:
- методическая и справочная литература для педагогов;
- произведения, рекомендованные программой, по которой работает МБДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в Информационно-методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель».
Ведется систематический каталог журнальных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд учитывается.
Объекты спорта
Игровые прогулочные площадки, беговая дорожка, физкультурный зал, спортивная площадка, используемые в образовательном процессе, оснащены необходимым оборудованием, средствами обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования.
Объекты спорта, приспособлены для использования инвалидам и лицами с ОВЗ частично.
Средства обучения и воспитания
Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели, содержание, формы, методы.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: МБДОУ детский сад № 34 укомплектован коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и воспитания для детей с ФФНР и ТНР, оборудованием для психолого-педагогической помощи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В Доу имеется доступ к сети Интернет. Для осуществления образовательного процесса в ДОУ имеется: 10 ноутбуков, 1 мультимедиа проектор, 1 проекционный экран, 2 музыкальных центра, 6 персональных компьютеров
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается.Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ - официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей..
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В ДОУ создан официальный сайт в сети «Интернет».
ДОУ регулярно размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте информацию, предусмотренную статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны только для педагогов. У обучающихся нет самостоятельного доступа к электронным образовательным ресурсам..
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы сети интернет:
http://www.standart.edu.ru/- ФГОС - нормативная база, повышение квалификации
http://www.edu.ru/- Российское образование
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm- Всё для детского сада
http://detsad-kitty.ru/- ДетСад – стихи для детей и взрослых
http://www.detskiysad.ru/- Детский сад. ру - познавательные статьи
http://1september.ru/- 1 Сентября
http://pedlib.ru/- Педагогическая библиотека
http://dob.1september.ru/- журнал «Дошкольное образование»
http://vospitatel.com.ua/- сайт «Воспитатель»
http://allforchildren.ru/- Всё для детей
http://www.schoolforbaby.ru/- загадки, сценарии, праздники
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованы пандусы, кнопка вызова, находящейся в зоне доступа. Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета.При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. На 1 этаже оборудован туалет дляинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения коллективного, совместного и индивидуального пользования: магнитофоны, музыкальный центр, телевизор, компьютеры, фотоаппарат, мультимедиа проектор. Интернет, WI-FI.