ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 34
(далее - Программа) определяет единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание дошкольного образования (далее - ДО), осваиваемые обучающимися в
МБДОУ – детский сад № 34 (далее – ДОО), и
планируемые результаты освоения образовательной программы.
ДОУ создает
условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивает
образовательную деятельность, воспитание и развитие детей в возрасте с 2 мес.
до 7 (8 лет).
Обучение и воспитание в детском саду
осуществляется на русском языке.
Сроки получения дошкольного образования
определены уставом ДОУ.
Продолжительность пребывания детей в ДОУ - 10,5
часов, с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные (суббота, воскресенье) и праздничные дни.
Режим работы ДОУ в соответствии с Уставом ДОУ и в
соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности -
пятидневная рабочая неделя (с понедельника по пятницу).
Режим
посещения ребенком ДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима
работы ДОУ).
Обучение и воспитание в ДОУ ведется на русском
языке.
Образовательная деятельность в ДОУ
осуществляется в группах общеразвивающей направленности, формируемых по
возрастному принципу.
ООП ДО реализуется в течение всего времени
пребывания детей в ДОУ. Период определяется сроком поступления и завершения
ребенком дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении – детский сад
№ 34.
В соответствии
с п. 1.3 ФГОС ДО учитывается возможность освоения ребенком ООП ДО на любом
этапе ее реализации.
Программа разработана в соответствии с Федеральной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022),
(далее – ФГОС ДО). Срок действия образовательной программы не ограничен,
программа действует до принятия новой.
При разработке Программы
учитывались следующие нормативно - правовые документы:
‒ Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
‒ Указ Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020
г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября
2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
‒ Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ Федеральная образовательная
программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от
25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России
31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
‒
Устав МБДОУ – детского сада № 34;
‒
Программа развития МБДОУ – детского сада № 34.
Программа позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2)
создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)
создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть соответствует Федеральной программе
(далее – ФОП) и, согласно ФГОС ДО, составляет не менее 60% от общего объема
Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет
не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных
условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
разработана на основе:
2.
Парциальной
программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки», автор И.А. Лыкова.
3.
Парциальной
программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор
Л.Л. Тимофеева.
4.
Парциальной
программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В.
Бережнова, В.В. Бойко.
5.
Регионального содержания: Образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Н. В. Дягилева, О. В.
Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и
молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019..
Программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее –
Программа воспитания), режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный
план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.
В Программе содержатся целевой, содержательный и
организационный разделы.
В целевом разделе представлены: цели, задачи,
принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в
младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая
программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной
среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для
семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в
дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
Дошкольной организации предоставлено право выбора
способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных
условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников
образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
При соблюдении требований к реализации Программ и
создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней
дошкольного и начального общего образования.