Оглавление. № раздел страница I Целевой раздел 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Направленность программы. Новизна, актуальность, педагоги- 3 ческая целесообразность 1.3 Цель и задачи программы 5 1.4 Отличительные особенности программы 5 1.5 Организационно – методическое обеспечение программы (воз- 6 раст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп ) 1.6 Методы используемые на занятиях кружка 6 1.7 Форма обучения 6 1.8 Форма занятий 6 1.9 Ожидаемые результаты 7 Формы подведения итогов 7 II Содержательный раздел 7 2.1 Учебный план – 0.5 год обучения 7 2.2 Учебно – тематический план – 0.5 год обучения 8 III Организационный раздел 9 3.1 Календарный учебный график – 0.5 год обучения 9 3.2 Условия реализации программы 12 Формы промежуточной аттестации 12 Оценочные материалы 12 Методические материалы 13 Список использованной литературы 16 IV Приложение 2 Оригами – это сказка. Оригами – это веселый труд. Оригами – это волшебный мир. Оригами – это фокус. Оригами – это физкультминутка. Оригами - это мир превращений и квадрат. Оригами – это то, что я могу сделать. Оригами – это праздник. I.Целевой раздел Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Направление: художественно-эстетическое. Новизна: состоит в разработке рабочей программы, направленной на развитие речи детей 5 – 7 лет через развитие мелкой моторики пальцев рук, посредством занятий оригами. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Актуальность: Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, через привлекательную для детей деятельность, которая спо3 собствует гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. В процессе создания фигурки оригами вовлекаются самые разнообразные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата. Оригами не только развивает ребенка, эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что способствует формированию правильной и красивой речи. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформ4 ление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми. Педагогическая целесообразность: систематические занятия оригами с детьми, способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, помогут развить познавательные процессы, в том числе мышление и речь, выработать волевые качества, что является гарантией всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей. Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.). Научить ребенка общаться с бумагой. Развивать глазомер при работе с бумагой. Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам. Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию. 5 Развивать мелкую моторику пальцев. Обогащать словарный запас детей. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Воспитывать интерес к искусству оригами. Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Отличительные особенности данной программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное оригами» адаптирована для работы с обучающимися 5-7 лет, рассчитана на 5 месяцев обучения. Программа позволяет детям познакомиться с предлагаемой сферой деятельности. Она отвечает требованиям современной жизни и учитывает технические потребности, а также возрастные особенности обучающихся, так как активно применяются игровые технологии. Программа основана на репродуктивном методе организации занятия, пошаговом совместном выполнение действий педагога с детьми. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) Программа «Волшебное оригами» рассчитана на 5 месяцев (старший дошкольный возраст, с 5 до 7 лет). Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с января по май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно каждому году обучения. Методы, используемые на занятиях кружка: - беседа, рассказ, сказка; - рассматривание иллюстраций; - показ образца выполнения последовательности работы. Форма обучения - очная Форма занятий – тематическая совместная деятельность Ожидаемые результаты: При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка. 6 – улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе. – овладевает различными приемами работы с бумагой; – знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами; – умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям; - способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; - ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости; - формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия; - владеет навыками культуры труда. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Составление альбома тематических работ. Проведение выставок детских работ. Инсценировка детских художественных произведений. II. Содержательный раздел Учебный план – 1 год обучения Год обучения 1 Количество занятий в месяц 4 В год Кол-во детей в группе 36 Учебно-тематический план 0.5 год обучения № п/ п Наименование тем Кол-во занятий 1 Знакомство с оригами 1 2 Знакомство с условными знаками и приемами оригами Бумага. Учимся складывать Базовая форма «Треугольник» 2 3 4 2 8 Кол-во часов теопракрия тика 25мин . 50мин . Форма контроля Беседа, обсуждение Беседа, обсуждение 20мин 30мин Беседа, обсуждение . . 1ч 2 часа Беседа, выставка, 20м сказка 7 4 6 Базовая форма «Воздушный змей» Базовая форма «Книжечка» 7 Базовая форма «Конверт» 3 8 Базовая форма «Двойной квадрат» Базовая форма «Рыба» 4 5 9 10 Итоговые занятия 3 2 5 34 40мин 1 час Беседа, выставка, . сказка 30мин 45мин Обсуждение, выстав. . ка, сказка 30мин 45мин Обсуждение, выставка . . 40мин 1 час Беседа, выставка, . сказка 20мин 30 Обсуждение, выставка . мин 25мин 1ч 40 Беседы, обсуждение, . м выставки 6 час. 8ч 10м III. Организационный раздел. Календарный учебный график 1год обучения 8 Месяц Январь Тема Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей» Сказка «Петушок – золотой гребешок»» 1. «Домик для петушка» Февраль Базовая форма «Треугольник» 2. «Тюльпан» 3. « Ирис» 4. « Веточка» Панно «Цветущие цветы» Март Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей» 1. «Рыбка» 2. «Лодка» 3. «Пароход» 4. «Лодка под парусом» Цель Содержание Повышение интереса к заня- Научить изготавливать тиям оригами через показ новую поделку домик, сказки «Лиса и петушок». используя базовую форму «книжка», и «воздушный змей». Закрепить навыки декоративного украшения готового дома. Развитие воображение, уме- Научить преобразовывать ние создавать живописную базовую форму в разные композицию, красиво и вы- поделки, отрабатывать разительно оформить ее. выполнение базовой формы «треугольник». Построить предметную композицию из цветов и листьев. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. Девиз занятий Вот букет тюльпанов Красных, без изъянов! Лепестки расправь, В вазу их поставь. Смешной цветок поставлен в вазу Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги, А почему такой он важный? А потому что он бумажный! Использовать новую баМуравей был очень смел, зовую форму «конверт»; С детства он мечту имел – учить детей изготавливать Моряком стать! Хоть он модель парохода. Промал, должать работу с квадраПарусник наш оседлал. том, закреплять прием складывания; учить рабо- Это рыбка золотая тать по линиям. В нашей книжке обитает. 9 Апрель Май Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба» 1. «Катер» 2. «Краб» 3. «Акула» 4. Панно «На Море» 1. Знакомство с предметной композицией. Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку. Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию. Базовая форма «Двойной Повышение интереса к заня- Продолжать работу с квадрат» «Воздушный тиям оригами через показ квадратом, закреплять змей» сказки «Серая Шейка». прием складывания; учить работать по линиям Фрагмент сказки «СеИзготовить уточку, исрая Шейка» 2. «Уточка» пользуя базовую форму 3. «Лиса» «воздушный змей», «Елки» «елочку», «двойной квадрат». Золотой трепещет хвостик, Рыбка ждет подружку в гости. Лодочка под парусами. Посмотрите, дети, сами, Ветер если дуть начнет, Лодка быстро поплывет. Вот утиная семейка. С ними – Серея Шейка. Утки крякают: «Кряк – кряк! Кто не утка – тот чудак» 10 Условия реализации программы Наглядные пособия: Таблица взаимосвязи базовых форм. Информационный материал: «Базовые формы оригами», «Искусство оригами, «Словарь оригами». Карта «Страна оригами». Карты «Базовые формы и поделки на их основе» (по разделам программы). Натуральные объекты (поделки из бумаги в стиле оригами). Раздаточный материалы: Схемы изготовления поделок. Карточки с индивидуальными заданиями. Формы промежуточной аттестации. Промежуточная и итоговая аттестации осуществляются в виде просмотров выставок, которые проводятся в конце полугодия (май ) и с помощью проведения диагностики с учетом возрастных особенностей воспитанников. Оценочные материалы. Диагностика 1. Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить. 2. Умение изготовить несложную поделку, следуя за показом педагога и слушая устные пояснения. 3. Умение украсить поделку добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.д.) 4. Создание творческих композиций в стили оригами. 5. Умение самостоятельно изготовить поделку. 6. Точность и аккуратность. 7. Умение самостоятельно и справедливо оценить результат готовой работы. « нет» -0 балов «да» - 1 балл 6 - 5 балов – высокий 4 – 3 – средний 2 – 0 - низкий Методические материалы. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей обучающихся старшего дошкольного воз11 раста. У детей данного возраста происходит формирование универсальных человеческих способностей, важных для всего последующего Для решения задач развивающего, индивидуально- ориентированного обучения, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, как средство обучения, широко используется игра. Игра – это неотъемлемая часть каждого занятия. Отдельные игровые моменты делают занятия интересными, эмоционально насыщенными. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. В качестве средств обучения используются наглядные пособия (схемы, плакаты, образцы изделий) аудио и видео записи. Занятия будут достигать успеха, если дети будут заинтересованы и Увлечены работой. Для этого необходима организация и продуманная методика проведения занятия. Почти все занятия строятся по одному плану: Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на столе). Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений, повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности). Введение в новую тему (вводная беседа с использование загадок, стихов, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия). Общее знакомство с поделкой, ее анализ (название; базовая форма, отделка готовой фигурки). Повторение правил техники безопасности. Практическая часть составляет 2/3 занятия, включая в себя непосредственно изготовление поделки. Пошаговое совместное выполнение действий педагога с детьми. Оформление игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; Заключительная часть занятия: игры, творческие задания, минивыставки. 12 Анализ работы обучающегося. Большое внимание на занятиях оригами уделяться подбору оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания. Занятия по оригами могут быть: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. В процессе обучения используются следующие методы: 1 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.). Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагога, работа по образцу и др.). Практический (самостоятельная работа, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Игровой (использование игровых моментов, игр-соревнований, игрпутешествий). 2 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию. Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом Исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся. 3 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися. индивидуально-фронтальный групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые специфические методы работы с обучающимися: 13 Метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей в соответствующих цветовых гаммах) Метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.) На занятиях используются следующие формы обучения: Беседы, расширяющие кругозор, дающие новые знания об оригами и окружающем мире. Обсуждения, диалоги. Обучающие и развивающие игры, позволяющие активизировать творческий процесс познания. Список использованной литературы. 1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»). 2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с. 3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с. 4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с. 5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с. 6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с. 7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 56 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с. 8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с. 14 9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с. 10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»). 11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»). 12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с. 13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с. 14. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»). 15