Опросник "Готовность ребенка к школе"

20.05.2019

Знание ребёнка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов; это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять ребёнка таким, какой он есть.

Все дети разные, но ещё много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемых «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеется на чудо, так как трудности не придут сами собой, самое главное – чтобы эти различия не пугали учителя (одинаковых детей не бывает и не может быть), важно, чтобы он мог выделить существенно важное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения и не оказывает никакого влияния.

Что должен знать и учитывать педагог в своей повседневной работе? Прежде всего, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребёнка. Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

Итак, они разные, эти мальчики и девочки, которые приходят в первый класс, которых нужно многому научить, а главное – научить их учиться, нужно помочь стать учениками и учиться вместе с ними.

Чем лучше готов организм ребёнка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе. Готовность ребёнка к систематическому обучению в школе – это тот уровень морфологического и психологического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будет чрезмерными, и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.

Почему необходимо определить готовность ребёнка в самом начале обучения, а ещё лучше – до поступления в школу.

Доказано, у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большом числе случаев отличается нарушение состояния здоровья, и прежде всего психоневрологической сферы.

Можно ли определить готовность к школе?

Одной из наиболее распространённых и доступных методик является опросник, который заполняется родителями, воспитателями детского сада.

Опросник включает следующие разделы:

Опросник

1.      Особенности личности ребёнка, его поведение в детском коллективе:

  • Отношение с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легковозбудимый, раздражительный);
  • Характеристика дневного и ночного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель);
  • Навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками

самообслуживания или нет).

2.      Работоспособность во время занятий (работает целеустремлённо во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбуждён, быстро утомляется, занимается посторонним делом).Хочу такой сайт

3.      Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4.      Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет  абстрактными понятиями, может обобщать).

5.      Развитей речи (произносит правильно все звуки, неправильно произноси один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается, при пересказе текста употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, несложная, правильно ли понимает смысл картинки или рассказа).

6.      Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живёт, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).

7.      Известны ли воспитателю или родителю отклонения в состоянии здоровья ребёнка.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности требует определённой психологической готовности ребёнка к школе. Известна роль ведущий деятельности – ролевые игры в психическом развитии дошкольника. К концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению. Постепенно малыш начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отклонениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребёнка – он хочет  учиться особенно тогда, когда это желание поддерживается.

Ребёнок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Малышу необходимо будет включить в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе.

Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько оббьем тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений.

Именно поэтому важнее не учить ребёнка читать, а  развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев.

Следует подчеркнуть, что дети не достигшие к моменту поступления в школу необходимого уровня готовности, но зачисленные в первый класс, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении их в условиях классного коллектива и организации так называемого щадящего режима в семье.

Для того, чтобы добиться действительных успехов при обучении каждого ребёнка необходимо не только учитывать все особенности его индивидуального развития, но постоянно искать новые подходы – важно не упустить положительные сдвиги, заметить и выработать тактику дальнейшего продвижения. Необходимо вовремя заметить и неблагоприятные изменения в состоянии и поведении и тоже учесть их.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом смысле.

От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе.

От совокупностей всех этих факторов будет зависеть успешность обучения не только в первом классе, но, пожалуй и на протяжении всех лет учёбы ребёнка в школе.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».