Педагогические технологии:
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и
напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения
становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа
хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения –
необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача
логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает
подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На
логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Упражнения на координацию речи с движением развивают речевые способности ребенка, формирует
слухо – зрительно- двигательную координацию. Опора на разные сенсорные анализаторы позволяет
достичь максимальных результатов в психо – физическом развитии детей.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую,
моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального
сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных
инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста
(русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому
запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что
позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую
связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем
скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся
чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку
несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика,
жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и
пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек),
пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет
в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства;
способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще
проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения,
развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство
коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.