Программа по хореографии (2022)

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Педагогические принципы и методы обучения
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
1.6. Педагогический мониторинг
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Рабочие программы
2.2.1. Рабочая программа образовательного модуля «Ритмика и танец»
2.2.2. Рабочая программа образовательного модуля «Подготовка
концертных номеров»
2.3. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение
3.2. Материально - техническое обеспечение
3.3. Учебный план

3

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Методологической основой дополнительной образовательной программы послужила
программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей
Московской области «От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих
способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии», составитель В.Г.
Шершнев.
Данная программа разработана для работы с детьми, независимо от наличия у них
природных способностей и специальных физических данных, направлена на воспитание
хореографической культуры и развитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа рассчитана на три года обучения, реализуется в форме непрерывной
образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе.
Программа охватывает детей средней, старшей и подготовительной групп. Содержание
программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в
дошкольном учреждении.
Содержание программы:
Стержневая специализация программы, её основная художественно-эстетическая
направленность – детский эстрадный танец с элементами свободной (тематической)
пластики. Детский эстрадный танец представляет собой синтез элементов различных
хореографических направлений – современного танца, народного танца, классического
танца.
В программе представлены два базовых модуля «Ритмика и танец» и «Подготовка
концертных номеров».
Модуль «Ритмика и танец» направлен на приобщение детей к хореографическому
искусству, выявление и развитие их творческого потенциала, приобретение базовой
хореографической
подготовки
для
последующей
постановочно-репетиционной
деятельности.
Модуль «Подготовка концертных номеров» представляет собой постановочнорепетиционную деятельность, основной целью которой является освоение танцевальных
номеров для их последующего исполнения перед зрителем на сценической площадке.
Процесс подготовки и исполнения концертных номеров включает в работу физический,
интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка, развивает у детей навыки
исполнительского мастерства, воспитывает танцевальную культуру.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, внимание
уделяется музыкальным играм и импровизации.
Объем программы - 4 года обучения, рассчитан на 32 недели в год, с недельной
нагрузкой - 2 раза в неделю. Форма организации занятий - групповая (по возрастам).
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3-4 лет – 15
мин., от 4-5 лет - 20 минут, от 5 до 6 лет - 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - 30 минут.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и
целевые ориентиры дошкольного образования.

1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей посредством освоения
музыкально-ритмических упражнений и танцевальных движений, формирования
навыков выступления.
Задачи:
Развитие двигательных качеств и умений:
- координации движений, точности исполнения движения;
- укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки;
- развитие гибкости и пластичности;
4

- воспитание выносливости, силы, равновесия;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие музыкальности:
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, внимания
- умения согласовывать движения с музыкой (ритмично двигаться в соответствии с
различным характером музыки и динамикой);
Развитие творческих способностей ребёнка:
- содействие самовыражению в движении под музыку (развитие способности к
импровизации в движении);
- формирование навыков самостоятельного сочинения танцевальных движений.
Развитие и тренировка психических процессов:
- формирование навыков выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развитие внимания, восприятия, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- формирование способности к взаимодействию в паре, в группе;
- воспитание культуры общения с детьми и взрослыми;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
- развитие трудолюбия, инициативы, лидерства.

1.3. Педагогические принципы и методы обучения
Принципы работы с детьми по данной программе опираются на традиционные
классические общепедагогические принципы, принципы художественно-эстетического
развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса,
социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и
индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип
образовательной
рефлексии,
личностного
целеполагания,
принцип
выбора
индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения,
креативности.
Приоритетными педагогическими принципами являются:
принцип
создания
благоприятной,
доброжелательной
атмосферы
способствующей эмоциональному развитию, комфорту;
- принцип комплексного подхода к решению педагогических задач, предполагающий
использование различных методов, приёмов и средств воздействия для решения той или
иной задачи, что способствует лучшему развитию детей с разным уровнем восприятия;
- принцип доступности и индивидуализации (определение посильных заданий с
учётом возможностей ребёнка);
- принцип последовательности, в постановке учебных задач предполагающий
усложнение поставленных задач по всем разделам;
- принцип систематичности и регулярности занятий, обеспечивающий
постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся;
- принцип постепенности в овладении хореографическим материалом («от простого
к сложному»);
- принцип положительной оценки деятельности детей, способствующий более
высокой активности, формированию положительных эмоций, хорошему настроению и
желанию продолжения обучения;
- принцип синтеза литературного, музыкального, пластического и танцевального
материала способствующий гармоничному развитию детей, полному усвоению учебного
содержания, позволяющий переключать детей с одного вида музыкально-двигательной
деятельности на другой.
- принцип творческого взаимодействия детей и преподавателя, где дети являются
равноправными участниками творческого процесса.
5

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с
дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
- выразительный показ педагога;
- показ движения лучшим исполнителем;
- образные аналогии (подражание образам окружающей действительности –
животному и растительному миру, природным явлениям и т.п.);
- демонстрация эмоционально-мимических навыков
Словесный метод:
- рассказ объяснение;
- инструкция;
- анализ и обсуждение;
- словесная репрезентация образа хореографического движения;
- словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца.
Практический метод обогащен комплексом различных приёмов, взаимосвязанных
наглядностью и словом:
- игровой прием (речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом);
- детское сотворчество;
- соревновательность и переплясность;
- использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
- прием раскладки хореографического па;
- прием повторяемости (многократное выполнение конкретного движения,
комбинации движений и т.п.)
- музыкальное сопровождение танца, как методический прием.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации
программы
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет (младшая группа)
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
Продолжается становление музыкального восприятия. Внимание ребёнка делается
всё более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение до конца,
т.е. способен обладать элементарными основами слушательской культуры. В этом
возрасте у малыша уже достаточен объём музыкально – слуховых представлений. Дети
помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что
свидетельствует об обогащении их музыкальной памяти. Приобретённый ранее
музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров
(песня, танец, марш).
У детей 4 года жизни в связи с дальнейшем развитием опорно – двигательного
аппарата и повышением двигательной активности ребёнок приобретает новые
возможности: движения под музыку становятся более координированными; в танцах,
играх отмечается способность проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную
характеру музыки; различать в музыке контраст, проявлять умение менять движения в
связи со сменой характера музыки; ходьба, бег, несложные танцевальные движения
довольно ритмичны; движения в танцах и играх выполняются самостоятельно. В
свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с
радостью.
6

Вместе с тем, возможности детей этого возраста в движениях под музыку пока ещё
не очень велики: движения тяжеловаты, ребёнок не способен их детализировать; не следит
за осанкой, в свободных плясках старается держаться группы детей; слабо ориентируется
в пространстве; продолжительность игры, танца небольшая.
Однако, всё это не снижает интереса детей и их возможности в овладении
движениями под музыку.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет (средняя группа)
Для детей 4-5 лет характерен направленный интерес к музыкальной и танцевальной
деятельности, что дает возможность для начала формирования навыка ритмичного
движения в соответствии с характером музыки. В этом возрасте дети могут
самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой, ритмично хлопать в ладоши,
выполнять простейшие перестроения; способны к освоению элементарных танцевальных
движений и общеукрепляющих упражнений.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет (старшая группа)
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным,
успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в
ходьбе, беге, прыжках. Ребенок становится более чутким в улавливании ритмического
рисунка, акцентов, пульсации, темпа музыкального произведения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)
В этом возрасте у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных
танцевальных движений, более сложных общеукрепляющих и музыкально-ритмических
упражнений. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный
репертуар, в основе которого не только детская танцевальная музыка, но и некоторые
классические произведения.

1.5. Планируемые результаты освоения программы
Первый год обучения (младшая группа)
Деи с интересом выполняют музыкально – танцевальные действия по образцу
педагога. С удовольствием занимаются под музыку. Движения детей обретают ловкость,
координацию слуха и движения тела. Во время занятий дети придерживаются
установленных правил поведения. По звучанию музыки способны передать ее характер с
помощью движений, образов. Дети способны самостоятельно исполнить отдельные
движения, элементы танцев. Умеют ориентироваться в пространстве (вправо, влево,
вперед, назад, по кругу, друг за другом)
Второй год обучения (средняя группа)
Дети знают назначение музыкального зала и правила поведения в нем.
Умеют ориентироваться в пространстве, выстраиваться в линию, колонну, круг,
выполнять простейшие перестроения.
Способны выполнять основные упражнения игровой гимнастики, элементарные
музыкально-ритмические упражнения.
Овладевают навыками ритмической ходьбы.
Умеют хлопать и топать в такт музыки.
Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц,
растений, фигуры и т.д.).
Способны исполнять элементарные хореографические композиции.
Развивают задатки самостоятельности, силы воли, умеют доводить начатое до конца,
осознают значение результатов своих стараний.
Адекватно оценивают свои действия и поступки, тактично относиться к партнёрам в
танце. Имеют определённые навыки общей культуры, интеллектуального, эстетического
развития.
7

Третий год обучения (старшая группа)
Дети владеют навыками различных видов передвижений по залу и приобретают
расширенный запас движений в различных упражнениях.
Знают основные танцевальные положения рук, позиции ног.
Умеют выполнять более сложные построения и перестроения (пространственные
рисунки).
Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать
хлопками, притопами, элементарными движениями простой ритмический рисунок.
Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года
обучения.
Успешно освоили танцевальные композиции этого года обучения и уверенно
исполняют их перед публикой.
Готовы к физическим нагрузкам, имеют более высокий уровень работоспособности.
Имеют навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
Четвертый год обучения (подготовительная группа)
Свободно ориентируются в пространстве зала, выполняют усложненные
пространственные рисунки, легко меняют ракурс во время исполнения танцевальных
движений.
Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах, выразительно
передают характер музыки в движении, четко улавливают ритмические рисунки.
Выполнять расширенный и координационно-усложнённый комплекс движений и
хореографических упражнений.
Пластически выразительно и точно исполняют хореографические этюды и танцы.
Самостоятельно выстраивают комбинации движений на основе ранее полученных
хореографических знаний, навыков, умений.
Свободно импровизируют под музыку, используя оригинальные и разнообразные
движения.
Умеют наблюдать, анализировать; имеют адекватную оценку, самооценку.
Имеют развитую волю, чувство коллективного сотворчества, умеют трудиться.
Общие:
- дети с удовольствием посещают занятия, они заинтересованы, активны,
эмоциональны;
- каждый ребёнок может самостоятельно и осознанно исполнять изученные
элементы танцев, танцевальные комбинации;
- дети участвуют в публичных выступлениях;
- родители вовлечены в образовательный процесс детей;
- педагоги используют полученные умения детей на различных мероприятиях.

1.6. Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг - процесс непрерывного научно – прогностического
слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального
выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Основными задачами педагогического мониторинга является:
 Выявление особенностей развития детей для последующего учета при
планировании и проведении образовательного процесса;
 Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости
последующего углубленного изучения;
 Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности
педагогической деятельности;
8

 Непрерывное наблюдение за состоянием образования и получения оперативной
информации о ней;
 Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе
и факторов, вызывающих их;
 Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в
образовании;
 Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения
воспитательно-образовательного процесса.
Оценивание воспитанников, их достижений по дополнительной общеразвивающей
программе художественной направленности «Хореография» оценивается в соответствии с
критериями и показателями, представленными в таблицах 1, 2, 3.

9

Таблица 1
Педагогическая оценка достижения детьми 3-4 лет результатов по программе
№
п/п

Имя, Ф.
ребенка

Знают
правила
поведения
на занятии
и следуют
им

I

II

Умеют
ориентироваться в
пространстве,
выстраивать
колонну,
линию, круг,
совершать
перестроения

I

II

Умеют
выполнять
упражнения
гимнастики и
знают
танцевальные
комбинации
первого года
обучения

I

II

Овладевают
навыками
согласования
движений
с ритмом и
характером
музыки

I

II

Умеют
хлопать и
топать в
такт
музыки

I

II

Знают
репертуарную
программу
первого
года
обучения

I

II

Умеют
импровизировать
под
музыку,
придумывать
свои
движения

I

II

10

Таблица 2
Педагогическая оценка достижения детьми 4-5 лет результатов по программе
№
п/п

Имя, Ф.
ребенка

Знают
правила
поведения
на занятии
и следуют
им

I

II

Умеют
ориентироваться в
пространстве,
выстраивать
колонну,
линию, круг,
совершать
перестроения

I

II

Умеют
выполнять
упражнения
гимнастики и
знают
танцевальные
комбинации
первого года
обучения

I

II

Овладевают
навыками
согласования
движений
с ритмом и
характером
музыки

I

II

Умеют
хлопать и
топать в
такт
музыки

I

II

Знают
репертуарную
программу
первого
года
обучения

I

II

Умеют
импровизировать
под
музыку,
придумывать
свои
движения

I

II

11

Таблица 3
Педагогическая оценка достижения детьми 5-6 лет результатов по программе
№
п/п

Имя, Ф.
ребенка

Имеют
понятие о
культуре
поведения
на
занятии,
следуют
правилам
поведения

I

II

Умеют
ориентироваться в
пространстве,
выстраивать
рисунки
второго года
обучения и
совершать
перестроения

I

II

Умеют
выполнять
упражнения
гимнастики и
знают
танцевальные
комбинации
второго года
обучения

I

II

Имеют
навыки
согласован
ия
движений с
ритмом и
характером
музыки

I

II

Умеют
хлопать в
такт
музыки,
ритмично
исполнять
простые
движения

I

II

Знают
репертуарную
программу
второго
года
обучения

I

II

Умеют
сочинять
комбинации
движений,
имровизировать
под
музыку

I

II

12

Таблица 4
Педагогическая оценка достижения детьми 6-7 лет результатов по программе
№
п/п

Имя, Ф.
ребенка

Имеют
понятие о
культуре
поведения
на
занятии,
следуют
правилам
поведения

I

II

Хорошо
ориентируются
в пространстве,
умеют
выстраивать
рисунки
третьего года
обучения и
совершать
перестроения

I

II

Умеют
выполнять
упражнения
гимнастики и
знают
танцевальные
комбинации
третьего года
обучения

I

II

Умеют
согласовывать
движения с
ритмом и
характером
музыки

I

II

Умеют
выделять
сильную
долю в
музыке,
исполнять
движения
каноном

I

II

Знают
репертуарную
программу
третьего
года
обучения

I

II

Умеют
сочинять
комбинации
движений,
имровизи
ровать
под
музыку

I

II

13

2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Программа рассчитана на 4 года для детей с 3 до 7 лет. Непосредственно
образовательная деятельность в форме занятий проводится 2 раза в неделю во всех
возрастных группах в музыкальном (или спортивном) зале.
Занятия проводятся во вторую половину дня вне образовательной деятельности по
реализации основной общеобразовательной программы.
Время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность - занятия,
соответствует возрасту воспитанников и требованиям СанПиН:
- младшая группа (3-4 года) – 15 минут
- средняя группа (4-5 лет) - 20 минут;
- старшая группа (5-6 лет) - 25 минут;
- подготовительная к школе группа (6-7 лет) - 30 минут.
В течение года планируются и проводятся контрольные (4 неделя декабря, 1 неделя
марта) и итоговые (3 неделя мая) занятия. Итоговые занятия проводятся в форме
открытых уроков. В марте дети второго и третьего года обучения принимают участие в
районном фестивале детского творчества «Маленькая страна». На 4 неделе апреля
проводится праздник, посвященный Всемирному Дню танца.
В конце мая проводится отчетный концерт для детей детского сада и родителей.
Мониторинг
достижений
детьми
планируемых
результатов
освоения
дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности
«Хореография» осуществляется в ходе контрольных и итоговых занятий, а также в ходе
различного рода выступлений воспитанников.
Программа разделена на отдельные образовательные части (модули): «Ритмика и
танец» и «Подготовка концертных номеров», но в связи со спецификой занятий танцами,
границы их условны.
Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных упражнений,
танцевальных импровизаций, игр, разучивания и отработки танцев.
Значительная часть программы посвящена азбуке танца. Это различные виды шагов,
знакомство с рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость,
музыкальность, координацию, что подготавливает детей к освоению более сложных
элементов и исполнению танцевальных композиций. Наряду с этим в Программу
включены хореографические этюды и танцы, развивающие в детях эмоциональность,
воображение, актерское мастерство.
На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной
деятельности нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные
движения, раскрывается творческий потенциал детей, вырабатываются навыки
исполнительского мастерства.
В первый год обучение начинается с упражнений на ориентировку в пространстве.
Основным видом деятельности является игровая деятельность. Через музыкальноритмические игры дети начинают знакомство с азами ритмики. На данном этапе обучения
важной составляющей образовательного процесса является игровая гимнастика, как
средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц.
Упражнения игровой гимнастики осваиваются детьми через образные сравнения в
игровой форме. Эти упражнения способствуют овладению ребенком своим телом и
развитию координации, что во многом способствует более точному исполнению
танцевальных движений.
На втором году обучения основой деятельности становится изучение основ танца
(положений рук, позиций ног, различных танцевальных движений). Элементы
сценического танца используются, как средство развития танцевальности,
исполнительского мастерства и концертной деятельности.
14

Третий год обучения - это этап дальнейшего совершенствования уже полученных на
первом и втором годах хореографических навыков, знаний и умений на более сложном
учебном материале. Значительную часть времени занимает репетиционно-постановочная
деятельность, в процессе которой дети учатся эмоциональной выразительности
посредством движений.
Четвертый год обучения – совершенствование хореографических навыков, знаний,
умений на более сложном материале. Благодаря сформированным навыкам, дети
привлекаются к выступлениям, концертам, фестивалям на уровне детского сада, района
(фестиваль творческих возможностей «Маленькая страна», «Музыкальный каледоскоп»)
Музыкальный материал для занятий подбирается в соответствии с возрастом детей.
Используются детские песни, песни из мультфильмов и кинофильмов, эстрадные и
некоторые классические произведения классические произведения.

2.2. Рабочие программы
2.2.1. Рабочая программа образовательного модуля «Ритмика и танец»
Характеристика учебного модуля, его место и роль в образовательном процессе
Образовательный модуль «Ритмика и танец» направлен на приобщение детей к
хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение
основ хореографической подготовки и танцевальной культуры.
Освоение программы данного модуля способствует формированию общей культуры
детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного
аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа
направлена на укрепление здоровья учащихся и развитие физических данных.
Занятие ритмикой и танцем стимулируют умственное и эмоциональное развитие
ребенка, улучшают его восприимчивость, способствуют физическому развитию за счет
развития двигательных качеств, координации движения, гибкости, ловкости, точности,
пластичности, развивают внимание и память, воспитывают выносливость и силу,
формируют правильную осанку, улучшают походку.
Программа учебного модуля «Ритмика и танец» разработана на основе системнокомплексного подхода, когда на один урок выносится несколько разделов и тем. Особо
важна интеграция разделов: танец, ритмика, гимнастика.
Изучение тем предусматривает комплексную выработку у учащихся умений и
навыков, указанных в соответствующих разделах программы. Содержание программы
включает в себя комплекс упражнений, движений, распределенных в развитии по годам
обучения.
Цели и задачи учебного модуля «Ритмика и танец»
Цели: Раскрытие творческого потенциала детей на основе приобретенных ими
знаний, умений, навыков в процессе танцевальной практики; подготовка детей к
постановочно-репетиционной работе и исполнению концертных номеров.
Задачи:
- пробуждение и развитие интереса к занятиям хореографией;
- приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;
- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся;
- овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и
навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные элементы и композиции;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности;
- воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины,
самостоятельности;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
15

- развитие познавательных процессов.
Цели и задачи согласуются с принципом индивидуального подхода к каждому
ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности
и уровня подготовки.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения);
- практический (многократное повторение и творческие упражнения);
- образный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
Содержание учебного модуля «Ритмика и танец» первого года обучения (3-4
лет)
Основные задачи
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Ввести детей в мир музыкально-танцевального действия
Привить интерес детей к ритмике и хореографии
Развивать ловкость движений, музыкальный слух
Воспитывать культуру поведения во врем занятий
Развивать образное восприятие музыки
Выработать навык самостоятельного исполнения отдельных движений, элементов танца
Формировать умения ориентироваться в пространстве

Тематическое планирование
№П.П
Тема

1

Азбука танца

Назначение
Тема «Азбука
танца»
Служит основой
для освоения
учащимися
различных видов
движений,
обеспечивающих
эффективное
формирование
умений и навыков,
необходимых при
дальнейшем
обучении по
программе.
Данная тема
включает в себя
хореографические
элементы,
движения и
упражнения.

Основные
элементы
содержания
Работа рук:
Поднятие левой,
правой руки
Положение рук на
поясе
Шаги:
На полной стопе
Ходьба на
носочках
Быстрый бег
Ходьба «пауки»
Ходьба на пятках
Бег:
Бег на месте
Бег на носочках
Приседания
Работа головы:
Повороты
Наклоны
Движение корпуса:
Наклоны в сторону
16

2

Рисунок танца

3

Игрогимнастика

4

Ритмика

5

Музыкальноподвижные игры

Упражнение
данной темы
обучают детей:
- ориентироваться
в пространстве;
- самостоятельно
находить
свободное время в
зале;
Совершать
простейшее
построения и
перестроения
Упражнение
данной темы
развивают
эластичность
мышц всего тела,
укрепление мышц
ног, рук, спины и
живота;
Развивают
гибкость, силу,
выносливость,
координацию
движений.
Данная тема
является основной
для развития
чувства ритма и
способности
согласовывать
движения с
музыкой. В
процессе обучения
дети получают
понятие о сильной
и слабой доле,
характере, темпе и
динамических
оттенках музыки.
Данная тема
содержит
упражнения,
применяемые
практически на
всех уроках и
часто становится

Рисунки танца:
Круг
Размещение по
залу парами
Размещение по
залу полукругом
Свободное
размещение в зале
Линия

Упражнение
- клювики и
утяжки
-Ракета
-Бабочка
Качалочка
Прыжки:
На месте
В продвижении

Игры и творческие
задания на
выражение в
пластике, мимике:
Музыкальный темп
(быстро медленно)
Хлопки и притопы
Пружинка
Характер музыки
(грустный,
веселый)

Игра в
подражание
животных

17

составной часть
других тем. Здесь
используются
приемы имитации,
подражания,
образные
сравнения,
ролевые ситуации,
соревнования – все
то, что требуется
для достижения
поставленной цели
при проведения
занятий.
Содержание учебного модуля «Ритмика и танец» второго года обучения (4-5 лет)
Основные задачи
1. Ввести детей в мир музыкально-танцевального действия
2. Привить интерес детей к ритмике и хореографии
3. Развить у детей внимание, и способность концентрироваться на выполнении
движений, заданных педагогом
4. Выработать у воспитанников ощущение себя в пространстве
5. Развить эластичность мышц, гибкости корпуса, координацию
6. Выработать навык самостоятельного исполнения как отдельных упражнений,
движений и элементов танца, так и комплексных комбинаций из ранее изученных
движений
7. Выработать умение согласовывать движения с темпоритмом в музыке
8. Воспитывать культуру поведения во время занятия
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1
Азбука танца

Назначение

Основные элементы содержания

Тема «Азбука танца»
служит основой для освоения
учащимися различных видов
движений, обеспечивающих
эффективное формирование
умений и навыков,
необходимых при дальнейшем
обучении по программе.
Данная тема включает в себя
хореографические элементы,
движения и упражнения.

Работа рук:
- понятие правой и левой руки
(разучивается
стихотворение
«Правая
и
левая»
с
одновременной работой рук);
- положение рук на поясе:
Позиция ног: VI
Шаги: на полной стопе, на
носках, маршевый шаг
Бег:
- на месте
- на носочках в продвижении
(упр. «Летят снежинки»)
Приседания (упр. «Пружинка»)
Работа головы: наклоны и
повороты
Движения корпуса:
18

2

3

4

5

наклоны в сторону
Простейшие
танцевальные
движения рук и ног
Танцевальное
упражнение
«Часики» (ритмичные движения
рук, ног, головы в заданной
последовательности)
Рисунок танца
Упражнения данной темы Рисунки танца:
обучают детей:
- круг (игра «Надуем вместе
- ориентироваться в
шар»);
пространстве;
- линия (упр. «Воробушки на
- самостоятельно находить
веточке»);
свободное место в зале;
- колонна (игра «Спрятаться за
- совершать простейшие
одного»)
построения и перестроения
- свободное размещение в зале
(игра «Бусинки»)
Освоение
пространства
в
продвижении: игра «Паровозик»
Игрогимнастика Упражнения данной темы
Упражнения
партерной
развивают эластичность мышц гимнастики:
всего тела, укрепление мышц - Клювики и утюжки (работа
ног, рук, спины и живота;
стоп сидя)
развивают гибкость, силу,
- Бабочка (развитие области таза
выносливость, координацию сидя)
движений.
- Книжка (вытяжение ног и
спины сидя)
- Лодочка (укрепление мышц
спины лежа на животе)
- Змея, Колечко (развитие
гибкости позвоночника в прогибе
лежа на животе)
- Лягушка отдыхает (раскрытие
паха лежа на животе)
Прыжки:
- на месте (упр. «Мячики»)
- в продвижении (упр.
«Зайчики»)
Ритмика
Данная тема является основой Игры и творческие задания на
для развития чувства ритма и
выражение в пластике, мимике:
способности согласовывать
- характера музыки («Грустныйдвижения с музыкой. В
веселый»);
процессе обучения дети
- музыкального темпа («Быстрополучают понятие о сильной и медленно»);
слабой доле, характере, темпе динамических
оттенков
и динамических оттенках
(«Громко-тихо»)
музыки.
Хлопки и притопы на сильную
долю под счет педагога (упр.
«Поймай первый счет»)
МузыкальноДанная тема содержит
Игра «Замри!» (развитие навыка
подвижные
упражнения, применяемые
импровизации под различную
игры
практически на всех уроках и
музыку
и
неподвижного
часто становится составной
пребывания в тишине)
19

6

Творческие
задания

часть других тем. Здесь
используются приемы
имитации, подражания,
образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования — все
то, что требуется для
достижения поставленной
цели при проведении занятий.
Данная тема включает в себя Игра «В волшебном лесу»
специальные
задания, (создание своего пластического
упражнения, творческие игры образа животного)
и
образные
этюды,
направленные на развитие
выдумки,
фантазии,
творческой
активности
и
инициативы,
исследования
через танец.
Благодаря
этим
занятиям
создаются
благоприятные
возможности для развития
созидательных способностей
детей, их познавательной
активности,
мышления,
свободного самовыражения и
раскрепощения.

Содержание учебного модуля «Ритмика и танец» второго года обучения (5-6 лет)
Основные задачи
1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к занятиям хореографией
2. Обогащать музыкальный и двигательный опыт
3. Развивать музыкальную и двигательную память
4. Развивать эластичность
мышц, гибкости корпуса, координацию, силу,
выносливость
5. Закрепить навыки, умения и знания, полученные на предыдущем году обучения
6. Выработать навык выполнения более сложных музыкально-ритмических
упражнений, танцевальных движений и комбинаций, упражнений игровой гимнастики
7. Научить выстраивать более сложные рисунки танца и четко выполнять
перестроения
8. Выработать навык сохранения интервалов во время движения в танце
9. Развивать чувство ритма, способность более тонко и выразительно передавать
характер и оттеки музыки в движении
10. Развивать эмоциональность, выразительность точность при исполнении
танцевальных композиций
11. Воспитывать культуру поведения во время занятия
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1
Азбука танца

Назначение
Тема «Азбука танца»
служит основой для освоения

Основные элементы содержания
Работа рук:
- Повторение

стихотворение
20

учащимися различных видов
движений, обеспечивающих
эффективное формирование
умений и навыков,
необходимых при дальнейшем
обучении по программе.
Данная тема включает в себя
хореографические элементы,
движения и упражнения.

2

3

«Правая и левая» с одновременной работой рук;
- положение рук на поясе в
кулочках
- положение рук «на юбочке» /
«за спиной»
- положение рук «вниз», «в
стороны»
Позиция ног: I
Шаги:
- приставной шаг;
- шаг с высоким подъемом
колена
(упр.
«Цапли
на
прогулке»)
Бег по кругу:
- с высоким коленом (упр.
«Лошадки»)
- на носочках с вытянутыми в
стороны
руками
(упр.
«Самолеты»)
Различные
танцевальные
движения
с
одновременной
работай рук, ног, корпуса,
головы;
Учебная
танцевальная
композиция «Золотая рыбка»
(отработка
волнообразных
движений руками в сочетании с
маленькими
приседаниями,
приставным шагом и т.п.)
Рисунок танца
Упражнения данной темы Понятие интервала;
обучают детей:
Рисунки танца:
- ориентироваться в
- замкнутый круг, полукруг;
пространстве и четко знать
- положение лицом в круг, лицом
свое место в танце;
из круга;
- самостоятельно находить
- перемещение по кругу с
свободное место в зале;
соблюдением интервалов;
- выстраивать различные
- понятие «диагональ»
рисунки и совершать
Соревновательные
игры
на
перестроения
перестроения рисунков на время:
- куруг-полукруг-линия;
- круг-диагональ-полукруг;
Игрогимнастика Упражнения данной темы
Упражнения в положении стоя:
развивают эластичность мышц - понятие VI позиции:
всего тела, укрепление мышц - подъем пяток от пола в VI поз.;
ног, рук, спины и живота;
- подъем носков от пола;
развивают гибкость, силу,
- глубокие приседания в VI поз.
выносливость, координацию (упр. «Лифт»)
движений.
- складочка (вытяжение ног и
спины стоя)
Совершенствование
техники
выполнения упражнений партер21

4

Ритмика

Данная тема является основой
для развития чувства ритма и
способности согласовывать
движения с музыкой. В
процессе обучения дети
получают понятие о сильной и
слабой доле, характере, темпе
и динамических оттенках
музыки.

5

Музыкальноподвижные
игры

6

Творческие
задания

Данная тема содержит
упражнения, применяемые
практически на всех уроках, и
часто становится составной
часть других тем. Здесь
используются приемы
имитации, подражания,
образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования — все
то, что требуется для
достижения поставленной
цели при проведении занятий.
Данная тема включает в себя
специальные
задания,
упражнения, творческие игры
и
образные
этюды,
направленные на развитие
выдумки,
фантазии,
творческой
активности
и
инициативы,
исследования
через танец.

ной гимнастики прошлого года
обучения;
Изучение новых упражнений
партерной гимнастики:
- Сильные пальчики (работа
пальцев ног в положении сидя)
- Звездочка (вытяжение ног и
спины в положении сидя)
- Маятник (вытяжение ног и
боков туловища сидя)
- Ванька-встанька (укрепление
мышц живота)
- Корзинка (укрепление мышц
спины, лежа на животе)
Прыжки:
- из положения на корточках с
вытяжением рук вверх («Ракета»)
Понятие сильной и слабой доли;
Задания в упражнениях:
- выделять хлопками сильные
доли;
- просчитать вслух и прохлопать
каждую долю такта (упражнение
«Веселый счет»);
Разучивание комбинаций из
хлопков и простых движений на
основе заданных ритмических
рисунков;
Игра
«Эхо»
(повторение
ритмического
рисунка
за
педагогом)
Игра «Львята на прогулке»
(развитие образной пластики и
импровизации);
Игра «Замри!» (развитие навыка
импровизации под музыку и
неподвижного пребывания в
тишине)

Придумать несколько своих
движений;
Закончить заданную
танцевальную комбинацию
своим танцевальным движением;
Игра «Попробуй, как я» (дети
стоят лицом в круг; каждый из
желающих выходит в центр и
показывает свое оригинальное
22

Благодаря
этим
занятиям движение, все остальные
создаются
благоприятные стараются точно повторить это
возможности для развития движение)
созидательных способностей
детей, их познавательной
активности,
мышления,
свободного самовыражения и
раскрепощения.
Содержание учебного модуля «Ритмика и танец» третьего года обучения (6-7 лет)
Основные задачи
1. Продолжать обогащать музыкальный и двигательный опыт
2. Продолжать развивать музыкальную и двигательную память
3. Развить эластичность мышц, гибкости корпуса, координацию, силу, выносливость
4. Закрепить и усовершенствовать навыки, умения и знания, полученные на
предыдущих годах обучения
5. Совершенствовать навыки выполнения различных музыкально-ритмических
упражнений, танцевальных движений и комбинаций, упражнений игровой гимнастики
6. Продолжать изучать разнообразные рисунки танца и перестроения
7. Выработать навык выполнения танцевальных движений и комбинаций со сменой
ракурса
8. Развивать навык эмоционального, выразительного, четкого исполнения
танцевальных композиций
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1
Азбука танца

Назначение

Основные элементы содержания

Тема «Азбука танца»
служит основой для освоения
учащимися различных видов
движений, обеспечивающих
эффективное формирование
умений и навыков,
необходимых для расширения
танцевально-двигательных
возможностей детей. Данная
тема включает в себя
хореографические элементы,
движения и упражнения.

Работа рук:
- подготовка к изучению I, II, III
позиции рук (этюд «Воздушный
шар»)
Работа ног:
- позиции I, II;
- понятие releve, demi-plie
- releve в VI позиции
- demi-plie в VI, I, II позициях
- чередование releve и demi-plie в
VI позиции
Шаги:
- шаг с точкой
- галоп
Прыжки:
- подскоки
- подскоки в продвижении
- прыжки по VI позиции с
поворотом на 180º;
Различные танцевальные движения с одновременной работай
рук, ног, корпуса, головы;
Учебная
танцевальная
композиция «Разноцветная игра»
23

(направлена
на
закрепление
ранее изученных и отработку
новых движений)
Упражнения данной темы Перестроение
«Прочёс»
в
обучают детей:
рисунке танца «две колонны» /
- ориентироваться в
«две линии»;
пространстве и четко знать
Фигура
«Воротца»
(игра
свое место в танце;
«Ручеек»);
- самостоятельно находить
Рисунок танца «Спираль» (игра
свободное место в зале;
«Клубок ниток»)
- выстраивать различные
рисунки и совершать
перестроения

2

Рисунок танца

3

Игрогимнастика Упражнения данной темы
развивают эластичность мышц
всего тела, укрепление мышц
ног, рук, спины и живота;
развивают гибкость, силу,
выносливость, координацию
движений.

4

Ритмика

Данная тема является основой
для развития чувства ритма и
способности согласовывать
движения с музыкой. В
процессе обучения дети
получают понятие о сильной и
слабой доле, характере, темпе

Упражнения в положении стоя в
VI позиции:
- Страус (переход из складки,
стоя, в положение на корточках
и обратно)
Обезьянка
(переход
из
положения стоя (руки вытянуты
вверх) в складку, затем в
положение планки, прошагав
руками по полу, и обратно);
Упражнения на равновесие (стоя
на одной ноге): Цапля, Ласточка;
Совершенствование
техники
выполнения
упражнений
партерной гимнастики прошлого
года обучения;
Изучение новых упражнений
партерной гимнастики:
- Крепкая планка (упор на руках
и ногах в положении планки)
- Велосипед (работа ног в
положении лежа на спине);
- Веселый паровозик (продвижение вперед и назад в положении
сидя)
- Звездочка-капелька (вытяжение
и расслабление в положении
лежа);
Прыжки:
- с поджатыми ногами по VI
позиции
Упражнение «Веселый счет»:
просчитать вслух каждую долю
такта
с
последующим
добавлением хлопка на сильную
долю;
Творческая задача - поочередное
вступление (канон):
24

5

6

Музыкальноподвижные
игры

Творческие
задания

и динамических оттенках
музыки.

дети начинают
делать
движение
по очереди на
сильную долю или заданный
счет;
Разучивание комбинаций из
хлопков и простых движений на
основе заданных ритмических
рисунков;

Данная тема содержит
упражнения, применяемые
практически на всех уроках, и
часто становится составной
часть других тем. Здесь
используются приемы
имитации, подражания,
образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования — все
то, что требуется для
достижения поставленной
цели при проведении занятий.
Данная тема включает в себя
специальные
задания,
упражнения, творческие игры
и
образные
этюды,
направленные на развитие
выдумки,
фантазии,
творческой
активности
и
инициативы,
исследования
через танец.
Благодаря
этим
занятиям
создаются
благоприятные
возможности для развития
созидательных способностей
детей, их познавательной
активности,
мышления,
свободного самовыражения и
раскрепощения.

Игра «В волшебном лесу»
(развитие образной пластики и
импровизации)
Игра «Макароны» (свободная
пластика,
способствующая
раскрепощению,
снятию
психологических зажимов и
эмоционального напряжения)

Составить небольшой
танцевальный фрагмент из двухтрех движений, опираясь на
изученный материал;
Игра «Где обедал воробей?»
(создание своего пластического
образа животного, сольное
исполнение перед группой)

2.2.2. Рабочая программа образовательного модуля «Подготовка концертных
номеров»
Характеристика учебного модуля, его место и роль в образовательном процессе
Образовательный модуль «Подготовка концертных номеров» направлен на освоение
воспитанниками репертуарной программы (танцевальных номеров), развитие у детей
навыков исполнительского мастерства, приобретение основ исполнительской и
сценической культуры.
Программа данного модуля неразрывно связана со всеми темами учебного модуля
«Ритмика и танец» и представляет собой постановочно-репетиционную деятельность,
основной целью которой является создание танцевальных номеров для их последующего
исполнения перед зрителем на сценической площадке.
25

Процесс подготовки и исполнения концертных стимулирует у детей развитие
эмоциональности, внимания, памяти, мышления, воображения, творческой активности,
коммуникативных навыков. Помимо этого программа направлена на воспитание волевых
качеств и уважительного отношения к самому процессу труда (здесь многократная
повторность при освоении хореографических движений рассматривается как необходимое
и обязательное условие совершенствования исполнительских навыков и умений) - это
важный этап подготовки дошкольника к поступлению в школу.
Обучение по программе данного модуля позволяет осваивать материал поэтапно и
последовательно, присоединяя новый материал к освоенному ранее, постепенно развивая
и усложняя его.
Цели и задачи учебного модуля «Подготовка концертных номеров»
Цели: успешное освоение и выразительное исполнение танцевальных номеров;
формирование у детей базовых навыков исполнительства и приобретение сценического
опыта посредством публичных выступлений.
Задачи:
- приобретение навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при
постановке танцев и подготовке публичного выступления;
- овладение умением ориентироваться в репетиционном и сценическом
пространстве, в композиционных построениях и перестроениях танцевальных рисунков;
- развитие артистичности;
- развитие способности самостоятельного художественного осмысления
хореографического материала;
- овладение умением пластически выразительно, эмоционально, музыкально
исполнять хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных
движений;
- развитие слаженности и культуры исполнения танца.
Цели и задачи согласуются с принципом индивидуального подхода к каждому
ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности
и уровня подготовки.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных движении и
танцевальных фрагментов целиком);
- практический (деление целого произведения на более мелкие части для подробной
проработки и последующей организации целого; многократное повторение; творческие
задания);
- образный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
Содержание учебного модуля «Подготовка концертных номеров»
Репертуарная программа создается специально для каждого года обучения. Уровень
сложности концертных номеров соответствует возрастным особенностям детей, зависит
от их природных способностей и уровня подготовки.
Работа над подготовкой концертных номеров во всех возрастных группах
осуществляется по основному алгоритму:
1. знакомство с музыкальным материалом (с темпом ритмом и характером музыки)
2. изучение основных движений танцевального номера;
3. объединение движений в танцевальные комбинации;
4. разучивание комбинации путем повторения;
5. разбор основных рисунков танца;
26

6. работа над точностью перестроений;
7. отработка комбинаций в пространственных построениях;
8. разбор общей композиции танца;
9. работа над точностью исполнения отдельных танцевальных фрагментов и всего
номера целиком;
10. работа над эмоциональностью, выразительностью и музыкальностью
исполнения.
Итогом проделанной работы является исполнение номера перед зрителем (на
открытом уроке, отчетном концерте, на празднике и т.д.)
Примерный репертуарный план
Первый год обучения (3-4 года)
Второй год обучения (4-5 лет): «Гномики», «Крепкая дружба», «Солнечные
зайчики», «Пчелки».
Третий год обучения (5-6 лет): «Тик-так», «Веселый паровозик», «Звездное небо».
Четвертый год обучения (6-7 лет): «Маленькие звезды», «Королевство кошек»,
«Веселый дождик», «Пираты».

2.3. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников
Основная цель работы с родителями воспитанников, в создании психологопедагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских
отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала
семьи для создания единой доброжелательной воспитательной среды, в которой
становится возможным партнерство с семьей, с родителями, включая их в
образовательный процесс.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Формы работы с семьей:
- проведение итоговых открытых занятий;
- совместная игровая деятельность (осуществляется как завершающий момент в
конце открытых занятий);
- родительское собрание;
- наглядная информация (в виде стендов и уголков);
- индивидуально консультирование.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный
характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в ДОУ.

27

3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение
1. Ерохина Е.В. Школа танцев для детей. Ростов н/Д. : Феникс, 2003. 224 с.
2. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике,
сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет. - СПб., 1999
3. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. - М., 1971
4. Константинова А.И. Игровой стрейчинг. СПб. : Аллегро, 1993. 71 с.
5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль : Академия
развития, 2003. 240 с.
6. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Раевская И., Руднева С.,
Соболева Г., Ушакова З. - М., 1969.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. 7-е изд. М. : Академия,
2003. 456 с.
8. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика
для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных
учреждений. СПб. : Детство-пресс, 2003. 352 с.
9. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
11. Художественное творчество и ребёнок / под ред. Ветлугиной. М.: «Хореографическое
образование на стыке веков»: Сб. докл. и тез. Всероссийской науч.-практ. конф. / М.:
МГУКИ, 2003. 86 с.
12. Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. М. : Астрель, 2009. 416 с.
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. : Центр ВЛАДОС, 2004. 352 с.
14. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа», 1998

3.2. Материально-техническое обеспечение
Материально - технические условия соответствуют санитарным и противопожарным
нормам. Для реализации программы необходимо следующее материальное обеспечение:
- музыкальный или спортивный зал;
- музыкальный центр;
- гимнастические коврики.

3.3. Учебный план
Наименование
предмета, курса,
дисциплины
(модуля)

4-й год жизни
нед.
год

Количество часов в неделю / в год
(минуты/кол-во периодов)
5-й год жизни
6-й год жизни
нед.
год
нед.
год

7-й год жизни
Нед.
год

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.
Образовательный
модуль «Ритмика
и танец»
2.
Образовательный
модуль
«Подготовка
концертных
номеров»
ИТОГО в части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений

30
мин
(1)

30
мин
(2)

720 мин
(64)

720 мин
(64)

20
мин
(1)

640
мин
(32)

25
мин
(1)

800 мин
(32)

30 мин
(1)

960 мин
(32)

20
мин
(1)

640
мин
(32)

25
мин
(1)

800 мин
(32)

30 мин
(1)

960 мин
(32)

40
(2)

1280
(64)

50
(1)

1600
(64)

60 (2)

1920 (64)

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
об утверждении стоимости платных услуг в 2024-25 уч. году.pdf (скачать)
Распоряжение ДО об установлении родительской платы на 2023 год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».