СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел……………………………………………………………………..3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………….5 1.3. Принципы и подходы к формированию программы………………………..6 1.4. Возрастные особенности обучающихся детей………………………………7 1.5. Планируемые результаты реализации программы………………………….11 1.6. Мониторинг реализации программы…...……………………………………12 2. Содержательный раздел……………………………………………………………12 2.1. Календарный учебный график…………………………………….………….12 2.2. Учебный план………………..……………………………………..………….13 2.3. Учебно-тематический план……………………………………….………..…13 3. Организационный раздел…………………………………………………………..20 3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы………..20 3.2. Материально- техническое обеспечение……………………………………..20 3.3. Дидактическое и методическое обеспечение……………………………...…37 3.4. Перспективное планирование взаимодействия с родителями………………38 Список используемой литературы……………………………………………………..39 Приложение……………………………………………………………………………..40 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1Пояснительная записка. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие у детей способностей, характерных для художественной деятельности – это развитие и формирование творческого воображения и мышления, зрительной памяти, эстетического чувства и эмоционального отношения к воспринимаемому, волевых качеств личности. В этой программе так построена структура и организован процесс обучения, что учитываются потребности, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Образовательный процесс выстроен так, чтобы развивать личность учащегося, мотивировать и активизировать его способности, позволяя ему включаться в различные виды деятельности, так же обучая его взаимодействию с другими личностями: взаимодействовать со всем коллективом, так и отдельно с другими детьми. Программа позволяет ребенку по-новому взглянуть на привычные вещи, тем самым развивая умение создавать идеи, стремиться к открытиям и изобретениям, созданию оригинального, более активно и ярко формировать познание действительности, наглядно-образного мышления, быстрее формировать образную память и мышление. Задача с помощью планомерной работы развить положительные качества присутствующего типа темперамента, помочь в ослаблении отрицательных проявлений, помочь в формировании художественного вкуса, гармонии и эстетики во взаимоотношении человека с окружающей природой и миром, и рождении самого прекрасного в человеке. Привить детям виденье окружающего мира, его красоту и дать возможность его изображать. Дети смогут познакомиться с различными материалами для изображения, начнут изучать живопись, рисунок, скульптуру, архитектуру и различные жанры, направления и изобразительные средства. Освоят не стандартные техники, получат знание развития истории культуры, знание и понимание основных направлений в скульптуре, живописи и рисунке. Теория и методическая часть основных жанров и направлений изо и культуры, будут размещены в группе в VK. Основанием для разработки программы дополнительного образования выступают нормативные, законодательные акты, концептуальные положения, программные документы федерального, регионального, муниципального уровня, уровня образовательного учреждения: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761. Приказ правительства Свердловской области министерства образования и молодёжной политики Свердловской области №70-Д от 26.06.2019г. «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области» 3 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г.№1008. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования». Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Устав МБДОУ- детский сад №34 (новая редакция) октябрь 2019 Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ- детский сад №34 Объем программы – 35 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа адресована детям с 2 до 7 лет. Для обучения принимаются все желающие. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Организационные формы обучения: Занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся детей одного возраста. Состав группы обучающихся детей – постоянный. Наполняемость в группах составляет от 5 до 15 человек. Форма обучения очная. Новизна программы заключается в том, что обучение, представляет собой познавательную игру, которая носит занимательный характер. При этом занятия носят познавательный характер, а не развлекательный. Повествование, помимо педагога, так же ведётся от лица персонажей, которые имеют разный характер и соответствуют психоэмоциональному фону занятия. Также программа не ограничивается только занятиями в аудитории, но и имеет некоторую теоритическую часть в онлайн-пространстве. 4 Актуальность данной программы обусловлена тем, что первые проявления стремлений ребенка к культуре, искусству, восприятию окружающей реальности и творчеству в первую очередь возникает именно через изобразительное искусство. Самостоятельно овладеть художественной деятельностью ребенку не под силу. Самое простое, что может сделать ребенок это взять карандаш и начать рисовать, взять пластилин и начать лепить. Чтобы узнать на рисунке ребенка, что он хотел изобразить необходимо развивать понятие свойств предметов и явлений. При освоении данной программы, у ребенка будет развиваться зрительная память, наблюдательность, чувство вкуса, глазомер, мышечнодвигательные функции руки, разовьются образные представления, живое мышление. Отличительные особенности данной программы - это игровой процесс с погружением детей в творческую, фантазийную обстановку, в тоже время с серьезным изучением основ изобразительного искусства, истории искусств и жанров изобразительного искусства. Также отличительными являются использование комбинаций различных техник в одном задании, плавный переход от простого к сложному, от плоского к объемному. Способы определения результативности: наблюдение карта результатов прохождения занятий с целью мотивации детей к освоению программы целиком педагогический отзыв в конце года оформление фото и видеоотчетов Подведение итогов реализации программы: организация выставок детского творчества 1.2. Цели и задачи программы Цель – формировать художественное мышление, раскрыть творческие и интеллектуальные способности, сформировать нравственные черты личности через различные виды изобразительного искусства, также сформировать устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию. Задачи: Образовательные: знакомить детей с изобразительным искусством разных видов знакомить детей с разными техниками научить комбинировать разные техники в одной работе, познакомить с принципом многослойности не только видов изобразительного искусства, но и работы ребенка. вызвать интерес ребенка к изобразительной деятельности и искусству создавать условия для творческой самостоятельности Развивающие: 5 развить мелкую моторику, мышцы рук, «поставить» движение руки, развить зрительную память, речь, воображение развить стремление в поиске новых решений в создании композиции научить ребенка неординарно думать и искать креативные или нестандартные способы решения поставленных задач развивать эмоциональную отзывчивость развить умение замечать сочетания цветов и правильно комбинировать цвета развить самостоятельность и аккуратность развить эстетический и художественный вкус Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение воспитывать стремление к самоорганизации, планированию и соблюдению последовательности действий воспитывать потребность доводить начатое дело до конца воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание приводить рабочее место в порядок по окончанию работы воспитывать ответственность при выполнении работ и подготовкам к выставкам воспитывать экономное отношение к использованию материалов воспитывать любовь и уважительное отношение к окружающему миру, природе, животным и людям, труду и искусству, жизни в целом и Родине воспитывать самоуважение 1.3. Принципы и подходы к формированию программы. Принципы государственной политики РФ в области образования. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип развивающего обучения. Принцип воспитывающего обучения. Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах. 8. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. 9. Принцип культуросообразности. 10. Принцип сотрудничества. 11. Принцип сотрудничества с семьей. 12. Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития. 13. Принцип уважения к личности ребенка. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Для достижения задач и целей, результата программы необходимо ориентироваться на педагогические принципы: 6 Индивидуальный подход Сознательность Принцип постепенности Систематичность Цикличность Системность Новизна и разнообразие Умеренность воздействия. 1.4 Возрастные особенности обучающихся детей. Возраст к 3-ему году жизни от 2 до 3 лет (группа раннего возраста). Ребенок впервые начинает взаимодействовать с кистью, карандашом, комком глины. Эти действия обусловлены предметом или явлением, которые он воспринимает. Сразу он не узнает полученный образ, как и окружающие люди, это происходит постепенно. При этом сам процесс восприятия своего творческого объекта, происходящий при этом, нравиться ребенку, он его радует. Все действия ребенка проходят в форме игры и изодеятельность также не является исключением. Для создания правильного и эмоционального отношения к процессу рисования и лепки, творчества в целом, необходимо использовать игровые приемы. Важно сделать образ живым, поспособствовать этому. Программными задачами по рисованию в группе раннего возраста являются: побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. подводить детей к изображению знакомых предметов. учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок). учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. учить держать карандаш и кисть свободно, правильно. использовать нетрадиционные техники, развивая воображение и новые подходы к восприятию. Возраст к 4-ому году жизни от 3 до 4 лет (младшая группа). В этом возрасте дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, что позволяет использовать их в художественной и продуктивной деятельности. Дети уже способны воспринимать различные эмоциональные состояния людей, которые с помощью образных средств переданы в произведениях искусства. Ребенок начинает отдавать предпочтение в художественно-эстетической деятельности, каким-то определенным видам и приемам, техникам, причем как девочки, так и мальчики. Изобразительная деятельность не только развивает ребенка, но и является важным показателем развития ребенка. Достаточно 7 широкий круг изображаемых предметов достигается к возрасту 4 года. Ребенок способен рисовать детали в рисунке. В процессе творчества замысел изображаемого может меняться. К данному возрасту простейшие технические умения и навыки детям под силу. Они могут смешивать краски на палитре, начинают использовать цвет для украшения рисунка, своевременно насыщают ворс кисти краской, а по окончанию работы способны промыть кисть. Дети могут прямыми и круговыми движениями раскатывать пластические материалы, они способны соединять готовые части друг с другом, используя стек или путем вдавливания способны украшать вылепленные предметы. Дети в данной возрастной группе способны изготавливать поделки из бумаги или природных материалов. Могут работать со специальными ножницами, вырезать простые формы и оставляют композиции и аппликации из них. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети придумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз. Программными задачами по рисованию в младшей группе являются: Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, сохранять правильную позу при изодеятельности. Учить правильно пользоваться красками. Закреплять знание названий цветов, познакомить с оттенками. Приобщать детей к декоративной деятельности. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков. Подводить детей к изображению предметов разной формы. Учить располагать изображение по всему листу. Возраст к 5-ому году жизни от 4 до 5 лет (средняя группа). Ребенок начинает серьезно относиться к своему творчеству, будь то лепка, рисование или конструирование. Ребенок знакомится с разными изобразительными материалами, что способствует его эстетическому и художественному развитию. Форма, цвет, величина предметов – все это ребенок учится лучше различать, сравнивает по этим параметрам, прикладывает одну форму к другой, он их сопоставляет. Ребенок учится в этом возрасте их соединять формы, определять разные способы скрепления их. Дети начинают управлять движением рук при изодеятельности, начинают стараться проявлять аккуратность. Они ставят перед собой определенную цель, обдумывают, как ее достичь, осуществляют задуманное. В таком процессе развивается воля и формируется характер. Программными задачами по рисованию в средней группе являются: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложения рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Выполнять узоры по мотивам народно-прикладного искусства. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых оттенков и цветов. 8 Учить детей выделять и использовать средства выразительности (линия, пятно, цвет и тон) в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Возраст к 6-ому году жизни от 5 до 6 лет (старшая групп). Как прием запоминания в 5 - 6 лет ребенок может использовать повторение. Он легко запоминает эмоционально насыщенные события, этому способствует уже хорошо развитые механическая память и эйдетическая, смысловая память. Речь мышление и память объединяются в единое целое и приобретают интеллектуальный характер, ребенок учится рассуждать. У детей в этом возрасте продолжает развиваться сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений: повышается острота зрения, точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов. Ребенок учится выделять собственное тело, ведущую руку, начинает ориентироваться в плане комнаты, но еще испытывает трудности с ориентировкой во времени. Он лучше представляет настоящее, например, дни недели, сезоны, в тоже время плохо пока ориентируется в будущем. Нагляднообразное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации – способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить предмет на эталоны – форму, цвет величину. В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, т.е. замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к 5-6 годам у ребенка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции – приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к 6 годам ребенок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру. Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений. Развитие личности ребенка происходит в общении, в процессе сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию (социальную роль) играет ребенок в группе, формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка. В старшем дошкольном возрасте внутренняя организация поведения становится более сложной. Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, а определенным соподчинением мотивов. Иерархия мотивов является психологической основой формирования воли и произвольности поведения. Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, – например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью и др. У детей 6-го года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели, закрепляется общественная направленность этого волевого качества. Характеристика речевого развития. 9 В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. Программными задачами по рисованию в старшей группе являются: Видеть выразительные средства в разных видах искусства. Использовать различные цвета и оттенки для формирования изобразительных образов. Знать особенности изобразительных материалов. Выполнять узоры по мотивам народно-прикладного искусства Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Создавать изображение предметов с натуры и по представлению, сюжетные изображения. Возраст к 7-ому году жизни от 6 до 7 лет (подготовительная группа) В 6-7-летнем возрасте ребенок достигает довольно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. Из этого следует, что на занятиях изобразительного искусства необходимо использовать наглядные пособия, различные средства ТСО, театрализацию - разыгрывание различных сюжетов, которые предстоит воплотить в рисунке. Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, и это естественно, так как вещи существуют для него и интересуют его как объект практической деятельности. Непосредственно принимаемые свойства предметов выступают перед ребенком как ориентирующие их практическое употребление. "Ребенок до поступления в школу имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей. Но между сущностью вещей и тем, как они являются нам, существует громадная разница. Сущность вещей не лежит на поверхности, не дана непосредственно в личном опыте, не может быть непосредственно воспринята. Она раскрывается в ходе общественно-исторического процесса познания и производства". Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что занятия в изостудиях, кружках, должны быть ориентированы на включение детей в практическое 10 освоение разных областей художественно изобразительной деятельности. Другой особенностью мышления ребенка данного возраста является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Такая характеристика детей старшего дошкольного возраста говорит о том, что интеграция различных видов искусства будет способствовать развитию их творческих способностей. Примерами интеграции могут служить такие задания, как "Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке", "Изготовление декораций и кукол для спектакля", где ребята могут выступать одновременно как артисты и как художники-декораторы. В этом возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству. Данный возраст характеризуется большой реактивностью, чувствительностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей отличается слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения. Программными задачами по рисованию в подготовительной группе являются Совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками. Совершенствовать умение получать различные оттенки в результате смешения цветов. Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень. Продолжать знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями их мотивами и элементами. Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами. 1.5 Планируемые результаты реализации программы. Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от него конкретных образовательных результатов и полноценного освоения различных техник видов изобразительного искусства. Поэтому необходимо определить результаты данной программы в качестве целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социальнонормативные возрастные характеристики достижений ребенка. В тоже время целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, которые были обозначены выше. Анализ творческих детских работ следует характеризовать и оценивать в соответствии с возрастными особенностями развития детей, важно учитывать выразительность детской работы. Анализировать ее стоит, ориентируясь на следующие параметры: 1. Способность рисовать, вырезать и лепить по замыслу; 2. умение передавать личное отношение к объекту изображения; 3. умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче; 11 4. отсутствие изобразительных штампов. Целью данной программы нельзя ставить анализ художественно-эстетической деятельности детей. Он необходим, но необходим лишь в качестве дополнения и для определения исходного уровня развития ребенка, этапов его дальнейшего развития. Главным показателем эффективности программы будет являться изменение поведения детей. Это умение ребенка сконцентрироваться на работе, желание и стремление довести начатое до конца и желание продемонстрировать свою работу, новое восприятие предметов, цветов и интерес к природным явлениям, жизненным процессам и культуре. 1.6. Педагогический мониторинг. Диагностика проводится два раза в год. Первичная, в начале учебного года, – это сентябрь. Данная диагностика заноситься в педагогический отзыв, который в свою очередь формируется окончательно в конце года – июнь и передается родителю. Еще одним этапом подведения итогов реализации программы в конце учебного года является выставка работ. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график разработан в соответствий с: Устав МБДОУ – детский сад № 34; ФЗ «об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки Росии) от 29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПин. Календарный учебный график регламентирует общие требования к образовательному процессу по данной программе и учитывает в полном объеме возрастные психологические особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. 12 Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом, утверждается приказом заведующего до начала учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего и доводятся до всех участников образовательного процесса. № п/п 1 2 3 4 5 6 Содержание Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительн ость учебной недели Продолжительн ость НОД Количество занятий в неделю Наполняемость групп 2-3 года 12.09.2223.09.22 19.062330.06.23 5 дней Возрастные группы 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 12.09.22- 12.09.22- 12.09.2223.09.22 23.09.22 23.09.22 19.0623- 19.0623- 19.062330.06.23 30.06.23 30.06.23 5 дней 5 дней 5 дней 10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут 1 1 1 1 1 5-15 человек 5-15 человек 5-15 человек 5-15 человек 5-15 человек 6-7 лет 12.09.2223.09.22 19.062330.06.23 5 дней 2.2. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 Дополнительная Количество занятий общеобразовательная В неделю программа общей направленности «Мир вокруг меня» Группы раннего возраста 1 Младшие группы 1 Средние группы 1 Старшие группы 1 Подготовительные группы 1 Всего 35 35 35 35 35 2.3. Учебно-тематический план Программа разработана и построена в форме дидактической игры. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами специально создаваемых педагогом в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра - как форма обучения детей содержит два начала – учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Преподаватель одновременно является и учителем и участником игры. Вводная часть начинается при встрече с детьми в группах и далее на импровизированном корабле – Игрушка – макет «Корабль» - по мере продвижения к 13 месту занятий, знакомятся с заданием и т.п. в игровой форме. После того, как пришли в изостудию – «пришвартовались на Корабле к берегу» - начинается изучение темы и техники данного конкретного урока с примерами, наглядными материалами, натурой. Вся программа поделена на 2 тематических блока: 1. плоскостные работы 2. объёмные работы. После того, как ребенок знакомится с простыми формами и техниками, пробует их комбинации, задания усложняются и переходят из графической плоскости в объемнотрехмерное пространство. В первом полугодии занятия чередуются по видам деятельности: аппликация, лепка, рисование через урок. Во втором полугодии по мере усложнения заданий, на некоторые работы необходимо по 2 занятия, чтобы закрепить знания. Программное содержание: № п/п Название раздела, темы. Кол-во часов/ неделя календа ря Педагогический мониторинг. Вводное занятие для всех возрастных групп. Знакомство педагога с детьми. 2неделя Разбор организационных вопросов, правил поведения на занятиях и техники сентяб. безопасности. Рисование общего фона карты и украшения класса. Мониторинг: наблюдение. Выяснить на сколько дети знакомы с предметом изо, материалами, техниками и т.д. 3 Мониторинг: изучение продуктов детской деятельности. Задание для всех неделя возрастных групп одно – нарисовать корабль. сентяб. Программа 1 Африка. История культуры и искусств, животные и пейзажи. Раздел 6 объединяет в себе работы с фоном. 1.1 Краски. Пейзажи Африки. Работа с фоном.. Изучение пространственных зон 4неделя различной отдаленности для подготовительных групп.. сентяб., 1 неделя окт. Младшие группы Монотипия+аппликация, узоры примитивные. Средние группы Монотипия+ аппликация, узоры примитивные.. Старшие группы Монотипия, нить, аппликация, узоры. Подготовительные Монотипия, нить, трафареты, аппликация, узоры,. группы 1.2 Лепка. Текстуры. Фон краски. Младшие группы Пятна гепарда. Средние группы Грива льва. Старшие группы Жираф. Подготовительные Крокодил. группы 1.3 Древний Египет. Аппликация. Монохром. Изучение света и тени на примере пейзажа. Фон краски. 2 2 2 2 2,3 неделя октября 2 2 2 2 4неделя октябр, 1 14 неделя ноября Младшие группы Пейзаж. Пирамиды. Средние группы Пейзаж. Пирамиды + флора. Старшие группы Пейзаж. Пирамиды+ флора+фауна. Подготовительные Пейзаж. Пирамиды+ флора +фауна+ архитектура. группы 2 Европа. История культуры и искусств, животные. Раздел объединяет в себе работы с первым планом. 2.1 Рисунок. Графические карандаши. Горы. Штрихование. Барашек готовый на дальнем плане. Младшие группы Упражнения в штриховании. Средние группы Упражнения в штриховании. Старшие группы Упражнения в штриховании. Подготовительные Упражнения в штриховании. группы 2.2 Пейзаж в цвете. Рисование ватными палочками и гуашью. Младшие группы Барашек крупным планом. Средние группы Барашек крупным планом. Старшие группы Барашек крупным планом. Подготовительные Барашек крупным планом. группы 2.3 Светлый первый план. Аппликация в техники обрывания. Море. Морские жители готовый материал. Младшие группы Небольшое количество деталей. 3 плана. Средние группы Небольшое количество деталей. 5 планов. Старшие группы Увеличение количество деталей. 5 планов. Подготовительные 5 планов. Подробный 1 план. группы 3 Океан. История и обитатели. Черепаха. Карандаши и аппликация. Младшие группы Средние группы Старшие группы 2 2 2 2 3 2 неделя ноября 1 1 1 1 3 неделя ноября 1 1 1 1 4 неделя ноября 1 1 1 1 1,2 неделя декабря Штрихование фон и аппликация морские обитатели. Штрихование фон и рыбы, аппликация черепаха. Штрихование фон и рыбы, аппликация черепаха усложненная. Подготовительные Штрихование фон и рыбы, аппликация черепаха группы усложненная, бусины, блестки и т.д. 4 Северный полюс. Новогодняя открытка. Смешанные техники и виды. 2 2 2 Младшие группы 2 Титульный- гуашь. Ветка с шарами. Внутреннийаппликация. Дед Мороз. Средние группы Титульный- гуашь. Дед Мороз. Внутренний- шары и гирлянды. Старшие группы Титульный- гуашь. Дед Мороз. Внутренний- аппликация объемная. Подготовительные Титульный- аппликация объемная. Дед Мороз. Внутреннийгруппы аппликация объемная. 5 Южный полюс. Животные и пейзажи. Краски. Оставляют рисунки для других групп. Младшие группы Пингвин. Небольш 2 3,4 неделя декабря 2 2 2 5 неделя декабря 1 15 Средние группы Тюлень. Старшие группы Медведь. Подготовительные Полярная станция. группы 6 Америка. История культуры и искусств Северной и Южной Америки, животные пейзажи, произведения искусств. 6.1 История Балто. Аляска. Гуашь белая. Темный фон. Показывать движение в работе. Онлайн-занятие. Младшие группы Балто. Средние группы Пейзаж начало пурги. Старшие группы Движение упряжки. Подготовительные Пейзаж гора, солнечный день, упряжка. группы 6.2. Ловец снов. Американские индейцы. Украшение, оберег, узоры. Смешанные виды. Младшие группы Карандаш и аппликация. Средние группы Карандаш и акварель. Старшие группы Гуашь и аппликация. Подготовительные Аппликация + акварель + гуашь. группы 6.3 Орел и каньоны. Фломастеры. Раскрашивание и штрихование. Младшие группы Простой фон и птица. Средние группы Усложнение фона и птица. Старшие группы Усложнение фона и птица. Подготовительные Сложный фон и усложнение птицы. группы 6.4 Карнавал. Бразилия. Цветной фон. Бумагопластика. Младшие группы Средние группы Крупные формы и планы Крупные формы с подробными деталями в центре композиции. Несколько центров композиции. Мелкие формы и план. Старшие группы Подготовительные группы 6.5 Птицы. Лепка. На готовые формы. Младшие группы Какаду. Средние группы Какаду Старшие группы Тукан Подготовительные Тукан группы 6.6 Рисунок карандашом водопады. Свет и тень. Младшие группы Штрихи длинные Средние группы Штрихи длинные Старшие группы Штрихи длинные и завитки Подготовительные Штрихи блинные круги и завитки. группы 7 Азия. История искусств, животные и пейзажи. Изучение света и тени. 1 1 1 6 1 неделя января 1 1 1 1 2 неделя января 1 1 1 1 3 неделя января 1 1 1 1 4 неделя января 1 1 1 1 1 неделя февраля 1 1 1 1 2 неделя февраля 1 1 1 1 6 16 7.1 Работа с объемом. Фейерверк. Коллаж. Младшие группы Залпы в небе Средние группы Залпы в небе с объёмными элементами. Старшие группы Залпы в небе с объёмными элементами. Подготовительные Залпы в небе с объёмными элементами. группы 7.2 Реки и Карп Кои. Гуашь. Младшие группы Средние группы Старшие группы Подготовительные группы 7.3 Бонсай. Лепка Одна рыба карп Кои. Одна рыба карп Кои Две рыбы карп Кои Две рыбы карп Кои. Гуашь и бумагопластика. Карандаш и бумагопластика. Старшие группы Гуашь и бумагопластика. Подготовительные Гуашь и бумагопластика. группы 8 Россия. История культуры и искусств, декоративно-прикладное творчество, животные и пейзажи, произведения искусств. 8.1 Лес. Краски. Младшие группы Упрощенные формы. Средние группы Упрощенные формы. Старшие группы Упрощенные формы Подготовительные Добавление более сложных деталей группы 8.2 Животные в лесу. Лепка на предыдущем фоне. Младшие группы На выбор Средние группы На выбор Старшие группы На выбор Подготовительные На выбор группы 8.3 Роспись на тарелке. Глина и гуашь. Младшие группы 1 1 1 1 4 неделя февраля 1 неделя марта 2 2 2 2 2неделя марта Младшие группы Бонсай. Простые формы. Средние группы Бонсай. Простые формы. Старшие группы Бонсай. Сложные формы. Подготовительные Бонсай. Сложные формы. Бисер. группы 7.4 Краски. Пейзаж. Медведь Панда. Смешанные виды и техники. Младшие группы Средние группы 3 неделя февраля 1 занятие- создание тарелки. 2 занятие роспись 1 1 1 1 3и 4 неделя марта 2 2 2 2 10 5 неделя марта 1 1 1 1 1 неделя апреля 1 1 1 1 2, 3 неделя апреля 2 17 Филимоновская Средние группы 1 занятие- создание тарелки. 2 занятие роспись Дымковская Старшие группы 1 занятие- создание тарелки. 2 занятие роспись Городецкая Подготовительные 1 занятие- создание тарелки. 2 занятие роспись Гжель группы 8.4 Пшеничные поля. Аппликация объемная. Младшие группы Фон цветной. Белые облака. Простой пейзаж. Средние группы Фон цветной. Белые облака. Простой пейзаж. Старшие группы Фон цветной. Белые облака. Сложный пейзаж. Подготовительные Фон цветной. Белые облака. Сложный пейзаж. группы 8.5 Рисунок цветными карандашами. Моя деревня в окне. Работа с трафаретами. Младшие группы Простой пейзаж. Средние группы Простой пейзаж. Старшие группы Сложный пейзаж. Подготовительные Сложный пейзаж. группы 8.6 Девушка в кокошнике. Аппликация. Портрет. Младшие группы Упрощенные формы Средние группы Упрощенные формы Старшие группы Упрощенные формы +узоры Подготовительные Добавление более сложных форм + узоры группы Педагогический мониторинг Корабль. Работа обобщающая. Мониторинг освоенных знаний. Ребенок сам определяет композицию и техники исполнения, цветовую палитру. 2 2 2 4 неделя апреля 3 неделя мая 2 2 2 2 4,5 неделя мая 2 2 2 2 1, 2 неделя июня 2 2 2 2 3, 4 неделя июня Программное содержание для детей 2-3 года. В силу возрастных особенностей ребенка, меняется процесс организации подачи программы. Дети не уплывают с главными героями на корабле изучать мир вокруг, а главные герои приплывают к ним для того, чтобы обратить внимание на предметы, которые могут окружать ребенка в любой будний день. Главное научить детей обращать внимание на предметы, уметь их разбирать на простые формы и учиться нестандартно думать. Продолжительность выполнения любой из работ рассчитана на один час. № Название раздела, темы. п/п Педагогический мониторинг Нарисовать любимую игрушку. Карандаши. Нарисовать солнышко. Краски. Основная программа 1 Ягоды рябины. Ватные палочки. Неделя календа ря 2неделя сентяб. 3неделя сентяб. 4неделя сентяб 18 2 Дождик. Ватные палочки. 3 Божья коровка. Аппликация. Ватные палочки 4 Ежик. Лепка. 5 Зонтик. Лепка. 6 Глазки. Аппликация 7 Усики. Цветные карандаши. 8 Заяц. Карандаши. 9 Кактус. Краски. 10 Сыр. Лепка. 11 Снежинки. Лепка. 12 Новогодний шар. Краски. 13 Дед Мороз. Аппликация. 14 Выдувание пузырьков и нанесение фона на бумагу. Работа с педагогом. 15 Подарки. Карандаши. 16 Мороженое. Лепка. 17 Оттиски. Рисование цитрусовыми и овощами. 18 Торт. Краски. 19 Лес. Рисование бумагой. 20 Деревья. Лепка. 21 Фон пальчиками. 22 Птица. Аппликация 23 Цветы. Краски. 24 Пес. Лепка. 25 Котенок. Лепка. 26 Бабочка. Краски. 27 Воздушный шар. Краски. 28 Одуванчики. Краска. 29 Рыбка аппликация. 30 Море. Губки. 31 Чистить зубы щеткой и пальчиками 32 Морковка. Карандаши 33 Грядка зелени. Лепка. 34 Гусеница. Лепка 35 Бассейн. Краски. Педагогический мониторинг. Лев. Аппликация. Рисование пейзажа. Краски 1неделя октября 2неделя октября 3неделя октября 4неделя октября 1неделя ноября 2неделя ноября 3неделя ноября 4неделя ноября 1неделя декабря 2неделя декабря 3неделя декабря 4неделя декабря 5неделя декабря 2неделя января 3неделя января 4неделя января 1неделя февраля 2неделя февраля 3неделя февраля 4неделя февраля 1неделя марта 2неделя марта 3неделя марта 4неделя марта 5неделя марта 1неделя апреля 2неделя апреля 3неделя апреля 4неделя апреля 3неделя мая 4неделя мая 5неделя мая 1неделя июня 2неделя июня 3неделя июня 4неделя июня 19 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы. Кадровое обеспечение. Реализовать программу может педагог со средне-специальным или высшим педагогическим образованием, а также художественным образованием. Система развивающего обучения, в основе которой развитие творческих качеств личности. В работе по программе применяются следующие методы обучения: репродуктивный, занятия на повторение; иллюстративный, педагог объясняет с помощью наглядного материала; проблемный, педагог ставит проблему и все вместе ищут способы ее решения; эвристический, когда сами дети предлагают проблему и способы ее решения; словесный, теория, рассказы и беседы о художественных приемах техниках и т.д. практический, организация рабочего места, техника безопасности и соблюдение правил работы с материалами. Методы и техники демонстрируются преподавателем на доске, с помощью дополнительного реквизита. Непонятные моменты, выявленные на занятиях у одного из учащихся, также разбираются на доске. В конце каждого занятия подводиться итог и на карте результатов обозначается прохождение и подготовка к следующему этапу. Отчет о работе проходит в формате выставки в конце года. Также лучшее работы украшают стену в течение учебного года. 3.2. Материально- техническое обеспечение. Для преподавателя: Для успешной реализации данной программы в МДОУ- детский сад №34 имеется следующее оборудование для преподавателя: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование Доска демонстрационная Бумажные салфетки Бумажная лента Альбомные листы формата А3 Гуашь Акварель Клей ПВА Ножницы Папка для работ/ место для хранения работ Цветные карандаши Графические карандаши 7В, 7Н, НВ Ластик Пластилин скульптурный разных тонов от темного до светлого Кол-во, шт 1 1 2 450 2 набора 1 3 1 1 1 набор 3 1 5 20 14 15 16 17 18 20 21 Стеки для лепки Ватные палочки Клей карандаш Бумага для пастели Офисная бумага Цветной картон Белый картон 2 10 3 Имеется следующее оборудование для обучающихся: доска магнитная; мольберт; рабочие столы; стулья. Материалы: Фартуки Клеенки Палитры 3.3. Дидактическое и методическое обеспечение. Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Мир вокруг меня» сформирован методический комплекс, который все время пополняется: Методические материалы для педагога: 1. Методические рекомендации и памятки. 2. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений и гимнастик для дошкольного возраста снимающие утомление обучающихся. Методические материалы для учащихся: 1. Изображения различные картинки, шаблоны и образцы. 2. Электронные пособия. Дидактические материалы: 1. Макет-игрушка Корабль 2. Игрушки Слоненок, Лев, Кролик. 3. Карта путешествия по знаниям для каждой группы. Организационно-методические материалы: 1. Планы работы на текущий год. 2. Инструкция по охране труда и технике безопасности 21 3.4. Перспективное планирование взаимодействия с родителями. Следующие формы работы выбраны для сотрудничества с семьей: Группа в WhatsApp Видео отчеты Оформление наглядной агитации для родителей Проведение консультаций Мастер – классы для родителей и детей Онлайн. Цель: познакомить родителей с процессом обучения их детей, дать инструкции для совместного творчества. Такая работа поможет укрепить взаимоотношения между родителями и детьми и даст возможность родителям получить знания о детской изодеятельности, основных ее методах и приемах работы в нетрадиционной технике. 3.4. Список литературы. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761. 3. Приказ правительства свердловской области министерства образования и молодёжной политики Свердловской области №70-Д от 26.06.2019г. «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области» 4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. 5. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р. 6. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 7. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г.№1008. 8. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р. 9. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования». 10. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические 22 требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 11. Устав МБДОУ- детский сад №34 (новая редакция) октябрь 2019 12. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ- детский сад №34 13. Волков, Н.Н. Цвет в живописи – Москва, Искусство, 1953 г. – 246 с . 14. Инчакова , С.А. Цветоведение. – полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007 г. – 34 с. 15. Хидияки, Чидзиива Гармония цвета. – Изд. Апрель, 2003 г. – 163 с. 16. Вельянинова, В.А., Вельянинов, С.И. Рисунок. – Гомель, 2007 г. – 41 с. 17. Пенова , В.П. Рисуем натюрморт. – Клуб семейного досуга, Харьков, 2011 г. – 51 с. 18. Искусство рисования и живописи №31. – Издательский дом Бурда, 2006 г. – 24 с. 19. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. История изобразительного искусства. – Москва, Издательский центр Академия, 2012 г. – 19 с. 20. Зиньковская В.И., Методическая разработка «Диагностика творческих способностей детей». – Санкт-Петербург 2014 г. – 7 с. 21. Соловьева, Т.В. Развитие творческих способностей учителя и учащихся: материалы VI Всероссийской научно-практической конферен-ции / под общей ред. Т. В. Соловьевой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 304 с. 23 Приложение 1 Педагогическая оценка достижения детьми – 2-3 лет результатов по программе: № п/ п ФИО ребен ка Умеют дополнять нарисованн ые изображени я характерны ми деталями н к Умеют изобража ть знакомые предметы Умеют принимат ь правильну ю позу при рисовании Умеют бережно относиться с материала ми Правиль но и свободно держат кисть и каранда ш Знают не традиционн ые техники н н н н н к к к к к Приложение 2 Педагогическая оценка достижения детьми – 3-4 лет результатов по программе: № ФИО п/ ребен п ка Правильн ои свободно держат кисть и карандаш , фломасте р, сохраняю т правильн ую позу н к Правиль но использу ют краски Знают назван ие цветов и оттенк ов Приобщен ык декоратив ной деятельнос ти, Умеют ритмич но наноси ть линии, штрихи , пятна, мазки Умеют изображ ать предмет ы разной формы Располага ют изображе ние по всему листу н н н н н н к к к к к к 24 Приложение 3 Педагогическая оценка достижения детьми – 4-5 лет результатов по программе: № ФИО п/ ребен п ка Положитель ный эмоциональн ый отклик на предложения рисовать, лепить, вырезать и наклеивать Умеют выполнят ь узоры по мотивам народноприкладн ого искусства . Умеют рассматрив ать и обследоват ь предметы, в том числе с помощью рук. н н н к к к Умеют смешива ть краски для получен ия новых оттенко ви цветов. н к Умеют выделять и использовать средства выразительн ости в рисовании, лепке, аппликации. Умеют сохранят ь правильн ую позу при рисовани и н н к к Приложение 4 Педагогическая оценка достижения детьми – 5-6 лет результатов по программе: № ФИО ребе п/ нка п Умеют видеть выразител ьные средства в разных видах искусства Умеют использоват ь различные цвета и оттенки для формирован ия изобразител ьных образов Знают особенност и изобразител ьных материалов Умеют выполня ть узоры по мотивам народноприклад ного искусств а н н н н к к к к Умеют использоват ь разнообразн ые композицио нные решения, изобразител ьные материалы. н к Умеют изображат ь предметы с натуры и по представле нию, сюжетные изображен ия. н к 25 Приложение 5 Педагогическая оценка достижения детьми – 6-7 лет результатов по программе: № ФИО ребе п/ нка п Умеют работать с различными изобразитель ными материалами , инструмента ми и художествен ными техниками Умеют получа ть различ ные оттенк ив результ ате смешен ия цветов н н к к Знают закономерн ости: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметри я), ритм, динамика (статика), композицио нный центр, перспектива , светотень. н к Умеют выполнят ь узоры по мотивам декорати вноприкладн ого искусств а, росписей их мотивам, элемента м н к Сформиров ано чувство цвета, формы; композицио нные умения. Аккуратен/а при работе с изобразитель ными материалами и инструмента ми. н н к к 26