Пояснительная записка Нормативно-правовая основа для разработки программа Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ от 29.12.2012. - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.196) Актуальность, педагогическая целесообразность и новизна программы. - Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет лёгкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе. Чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. А это значит, что для успешного обучения детей в школе важно, как: -психологическая готовность ребенка (познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная - по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.); - эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией); - личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт с взрослыми. Для решения этих проблем была создана дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольная пора» (программа по подготовке детей к школе), которая имеет социально-педагогическую направленность, затрагивающая образовательные области познавательного и речевого развития. Программа предлагает детям занятия, на которых через систему увлекательных игр и упражнений ребенок научиться читать, начнет печатать, постигнут азы математики,поможем развить память (слуховую, зрительную, долговременную) и логику. Программа позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у дошкольника при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям. Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы «Предшкольная пора» (далее Программа) заключается в том, что: 1. Отказавшись от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных организациях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. А реализация данной программы позволяет комплексно решать все эти вопросы. Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну “Познавайку”, которое дошкольники проживают как единое целое. Где педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. То есть представлено комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены неразрывно связанные между собой разделы: «Развитие речи и обучение чтению»; «Развитие математических представлений» 2. Наличие комплекта разработанных рабочих листов на каждое занятие. Возможность гибкого использования данного комплекта: для выполнения заданий детьми в ходе занятия, а также в совместной деятельности родителей и детей дома. 3. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введены большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач поставленных задач: - использование развивающих игр, метод мнемотехники, а также других упражнений для развития зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия, ассоциативного и логического мышления; - для лучшего запоминания цифр и букв дети выкладывают их образ с помощью палочек, камешек, магических шаров МАОМАО (колючие шарики), веревочек на наждачной бумаге, выгибают из проволочек, рисуют пальчиком по крупе, вылепливают; - использование пособий: по методике Зайцева (кубики, таблицы, карточки «Стосчет»), по технологии Н.Буракова (дидактические игры по обучению чтению и счету). С помощью их обучение ведется с опережением без принуждения; дети овладевают чтением; знакомятся с числами и цифрами в пределах 100 и выше умеют их сравнивать и совершать арифметические действия, а также закрепляют полученные знания. 4. Для закрепления навыка чтения в конце старшей и подготовительной группах, используя различные занимательные упражнения: вставь пропущенные буквы, слова, расставь слова по порядку, чтобы получилось предложение, расставь предложения по порядку, чтобы получился текст, для развития зрительномоторной координации учимся списывать предложения с доски и др. 5. Дети знакомятся с тестовыми заданиями и способами их выполнения. 6. В программе соблюдается преемственность предыдущего с последующим обучением. Актуальность данной программы заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная (изобразительная), познавательная, развивающие упражнения, элементарная математика, с помощью которых дети научатся читать, считать, решать, писать, объяснять свои действия, строить умозаключения, получат много интересной познавательной информации об окружающей действительности, что будет способствовать развитию мышления и речи. Вместе с тем, дополнительная общеразвивающая программа, основополагается на: − принципах образования, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, определяющих ее доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям), преемственность, личностно-ориентированную направленность, психологическую комфортность (создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка), творчество (формирование способности находить нестандартные решения), готовности к взаимодействию с окружающим миром, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе); − формах и методах образования, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, предполагающих использование в процессе реализации программного содержания дополнительной общеразвивающей программы: адекватных возрасту детей методов образования и воспитания, методов проблемного обучения, теоретических методов (сравнительно - сопоставительный анализ, обобщение, наглядно-иллюстративный метод); − методах контроля эффективности и качества организации образовательного процесса, предполагающих использование самообследования и экспертного оценивания результатов образовательного процесса; Цель. Содействовать: - успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и созданию условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую; - формированию психологической и личностной готовности ребенка к школе (развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки; развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со сверстниками, педагогами, родителями, людьми старшего возраста; формирование готовности к новой социальной роли школьника); - развитию основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения; - развитию предпосылок учебных умений и навыков; - развитию представлений об окружающем мире, развитию речи, грамоте и математических представлений детей на основе имеющихся знаний. Задачи: образовательные а) «Развитие речи и обучение грамоте»: - овладение видами речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. - обогащение речи детей (словарного запаса), за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед, развивающих упражнений и др. - формирование умения фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении; - усвоение правил грамматики и правописания: заглавная буква, точка, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча-ща, чу - щу; - совершенствование фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); - освоение фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); - формирование умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; - учить обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; б) «Развитие математических представлений » - освоение и закрепление математических представлений о числах и цифрах (в пределах 100); - знакомство с математическими знаками: +, -, >, <, =; - знакомство с десятками и единицами; - обучение решать и составлять арифметические задачи в пределах 100; - нахождение места числа в натуральном ряду чисел; - определение состава числа из двух меньших; - знакомство и закрепление представлений о геометрических фигурах и формах; - обучение и закрепление умения ориентироваться во времени и пространстве; - обучение первоначальным измерительным умениям определения длины, ширины, высоты линейкой, изображать отрезки заданной длины; - получение представления о весе предметов и объеме, способах его измерения; развивающие: - развитие интеллектуальных способностей; - развитие основных мыслительных процессов; - развитие психических функций; - развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации; воспитательные: - воспитывать положительные эмоции по отношению к школе и школьному обучению; - воспитание чувства ответственности и самостоятельности; - воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные; - воспитание эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.); Адресат Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Предшкольная пора» предназначена для детей старшего дошкольного возраста: от 5 до6 лет (старшая группа); от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) и учитывает психолого-возрастные особенности обучающихся в соответствие с СанПиН 2.4.2.2821-10 Планируемые результаты Раздел «Развитие речи и обучение грамоте» При успешном усвоении программы ребенок старшей группы: Различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; понимает и правильно пользуется терминами «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; делит слова на слоги; определяет ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце; дает характеристику звука: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие; проводит звуковой анализ слов и пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат); знает буквы русского алфавита; умеет писать (печатать) в тетради буквы, слова, предложения. читает слоги, слова, предложения; самостоятельно составляет предложения согласно предлагаемой схеме. использует в речи антонимы, синонимы, слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, обобщения, понимает смысл многозначных слов, пословиц, фразеологических оборотов; обводит, штрихует (в заданном направлении); овладевает позой пишущего человека. При успешном усвоении программы ребенок подготовительной группы: проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму; ориентируется в звуко-буквенной системе языка; записывает слова, предложения печатными буквами, как самостоятельно формулируя их, так и под диктовку и путем списывания с доски, соблюдая пробелы между словами; читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст; умеет поставить предложения в логической последовательности; использует в речи антонимы, синонимы, слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, обобщения; понимает смысл многозначных слов, фразеологических оборотов, пословиц и поговорок владеет умением преобразовывать слова (например, из существительного в прилагательное: клюква – клюквенный; дерево – деревянный и т.д.) умеет рассуждать, делать выводы; работать по прослушанному тексту, выполняя тесты. владеет способами запоминания картинок и слов на слух. ориентируется в тетради в линию и клетку; разгадывает ребусы, кроссворды; умеет выполнять тестовые задания. Раздел «Развитие математических представлений» При успешном усвоении программы ребенок старшей группы: имеет представление о числах и цифрах от 0 до 10 владеет количественным и порядковым счетом, счет в прямом и обратном порядке знает и пользуется математическими знаками +,-,=,<,>. умеет устанавливать соответствие между количеством предметов и числом, цифрой умеет решать арифметические задачки, примеры на сложение и вычитание знает геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, ромб, 5-6-тиугольник, цилиндр, конус, пирамида, куб, шар; называет и показывает элементы геометрических фигур (стороны, углы); выкладывает из палочек геометрические фигуры, силуэт предметов по схеме; дорисовывает геом.фигуры до знакомых предметов; составляет из геом.фигур символические изображения; раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте; имеет представление о частях суток, временах года, о количестве месяцев в году и дней недели; умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости. При успешном усвоении программы ребенок подготовительной группы: считает до 100 (количественный и порядковый счет), хорошо ориентируется на числовой прямой и по таблице, может назвать «соседей» слева и справа от задуманного числа; овладевает счетными умениями десятками, пятерками, четными и нечетными числами в пределах 100; имеет представление о составе числа из десятков и единиц, последовательности расположения чисел; умеет сравнивать числа в пределах 100, понимать соотношение чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность; знает цифры в пределах 100: формирование навыков сложения и вычитания одно и двузначных чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность, умеет вычислять арифметические и логические задачи и упражнения; преобразовывает одну фигуру в другую (путем складывания, разрезания); понимает, составляет и решает арифметические задачи, различает величины: объем, массу; измеряет длину предметов; делит предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей; называет дни недели, месяцы, знает их порядковый номер; ориентируется на листе бумаги (по клеточкам); объединяет группы предметов по общему признаку, находит части целого множества и целое по известным частям; умеет определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. рисует предметы и узоры по клеточкам (выполняя графический диктант); умеет решать логические задачи (на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез); развитие способности к установлению конкретных связей и зависимостей. А также сформированы: предпосылки учебной деятельности (проявляет интерес и потребность в познании нового, понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели). развиты личностные качества – трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям; следование принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего; соблюдение культуры слушания: слушаю, слышу, не перебиваю. Формы педагогической диагностики и результаты фиксации освоения программы Мониторинг достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения содержания дополнительной общеразвивающей программы «Предшкольная пора», предполагает использование в процессе диагностической деятельности педагога, ориентированной на определение достижения планируемых результатов для каждой возрастной группы воспитанников, следующих методов: беседа, наблюдение, анализ тестовых заданий анализ и других продуктов детской деятельности, игровые и проблемные ситуации, активность обучающихся на занятиях, – Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина. Фиксация освоения программы. - Продуктивные формы: выполненные задания в тетрадях и на рабочих листах (Викторина «Умники, умницы», контрольные тесты.); - Документальная: диагностическая карта достижения каждого обучающегося, аналитическая справка. - В конце учебного года в каждой возрастной группе проводятся открытые просмотры непосредственно организованной деятельности. Таким образом, анализ данных мониторинга достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы, позволит в полной мере соотнести результаты образовательной деятельности, предполагаемым ориентирам освоения детьми старшего дошкольного возраста программного содержания ДОП, а также определить качество и эффективность образовательного процесса, на основе организации дополнительных образовательных услуг, реализующихся за рамками основной общеобразовательной программы ДОУ. Содержание программы Методологические особенности реализации программного содержания дополнительной общеразвивающей программы в образовательном процессе ДОУ: 1. Дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольная пора» реализуетсяза рамками основной общеобразовательной программы ДОУ (организация дополнительных образовательных услуг). 2. Организация образовательного процесса по реализуемой дополнительной общеразвивающей программе осуществляется на основании психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста, в соответствии с которыми процесс реализации программного содержания той или иной образовательной области должен осуществляться на основании распределения образовательной нагрузки в соответствии с календарным графиком организации образовательного процесса ДОУ. 3. Необходимость организации (реорганизации) воспитанников (обучающихся) в подгруппы, пары и т.д. для обеспечения эффективности организации образовательного процесса, обуславливается программным содержанием ДОП. 4. Организация образовательного процесса в рамках реализации программного содержания дополнительной общеразвивающей программы «Предшкольная пора» предполагает наличие специально организованных условий, а именно кабинет дополнительного образования и может организовываться только педагогическим сотрудником ДОУ, имеющим необходимую специальность (квалификацию) по данному направлению образовательной деятельности. Основное содержание разделов № п/п 1. 1.1. Раздел «Развитие речи и обучение грамоте» «Мир слов, окружающих нас» Содержание - знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д. - с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово-действие). - узнают о членение устных и письменных высказываний - текстов на предложения, предложений — на слова; деление слов на слоги, слогов — на звуки. - совершенствуют навыки устной связной речи, монологической и диалогической (составление предложений по сюжетным картинкам и рассказов по серии сюжетных картинок, ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, и т.д.); - расширяют, обогащают и активизируют словарный запас. В возрасте 56 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается большой интерес к слову, его значению: синонимы (слова, близкие по значению: смеется, хохочет, веселиться) и антонимов (слова, имеющие противоположное значение: добрый – злой, ленивый - трудолюбивый); слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (сделан из дерева - деревянный); изменение окончаний слов через игры «Один – много», «Чей хвост?», «Чья голова?», «Чье ухо?»; обобщения, особенно за счет широких родовых понятий (например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы, вещи – это игрушки, мебель, посуда и т.д.); словарь родовидовых отношений (одежда – юбка, шорты, пальто; одежда детская и взрослая, спортивная, праздничная и т.д.). многозначные слова (хвост: « У лисы пушистый хвост. У редиски длинный хвост. При перелете в Москву мы сидели в хвосте самолета. Поезд так быстро ехал, что мы увидели только его хвост.») значение фразеологических оборотов, которые редко встречаются в их речи, но часто - в обыденной жизни, в художественных произведениях и служат средством создания образности, (например: весна на носу, как белка в колесе, заруби себе на носу); значение пословиц; обогащение словарного запаса с помощью игр: «Много-много…» (табун, караван, стая…), «Назови маму, папу и детеныша животного», «Кто ка кричит?» (курлычет, воркует, стрекочет…), «Кто, где живет?» (логово, дупло, муравейник, хлев…), «Чьи инструменты?» и т.д. 1.2. «Учусь читать» - задания и упражнения используются на всех занятиях - закрепляют правильность звукопроизношения; - совершенствуют фонематический слух: называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове; - учатся давать характеристику каждому звуку; - знакомятся со звуками речи и обозначением их с помощью цветных фишек и печатных букв; - учатся использовать графические схемы для звуко-слогового анализа слова; - обучаются чтению. 1.3. «Читаем сами» 2.1 «Развитие математических представлений» «Количество и счет» 2.2 «Геометрические фигуры» 2. Закрепляют навыка чтения (с помощью использования игровых заданий, ребусов со звуками, слогами, словами; прочитывание небольших текстов и беседа по ним.) - получают общие представления детей о множестве: разделение множества по признакам, составные части множества, устанавливают отношения между отдельными частями, составляют пары предметов по определенному признаку. - совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. - знакомятся с цифрами от 0 до 10. - закрепляют отношения между числами натурального ряда - умение увеличивать, уменьшать каждое число на1. - учатся называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число. - учатся раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе) - учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий. - закрепляют знания о геометрических фигурах и формах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, ромб, 5-6-тиугольник, куб, конус, шар, цилиндр, пирамида; - учатся называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершину); - выкладывают из палочек геометрические фигуры; - развивают творческое воображение с помощью заданий: дорисовать геометрические фигуры до знакомых предметов; составить из геометрических фигур символические изображения; - учатся преобразовывать одну фигуру в другую (путем складывания, разрезания); 2.3 «Величина» - упражняются раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, использовать соответствующие определения; - учатся делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части. 2.4 «Ориентировка в пространстве» - дети учатся ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска) - правильно находить середину, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.; выполнять графические диктанты - закрепляют умения определять словом положение предметов по отношению к себе (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...). 2.5 «Ориентировка во времени» - закрепляют полученные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года, времени суток; - учатся использовать в речи слова -понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже. - учатся различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем. 3. «Хочу все знать» (куда вошли разделы: «Развитие речи и обучение грамоте», «Развитие математических представлений» ) на основе избыточной, познавательной информации дети закрепляют навыки чтения, выполняя разнообразные задания: - послушай и ответь на вопросы; - прочитай, найди правильный ответ; - перескажи текст; - перепиши предложение; - продолжи предложение; - вставь пропущенные буквы в слова и слова в предложения; - поставь предложения по порядку; - составь новое слово и из двух предложенных и т.д., а также: - получают общие представления детей о множестве: разделение множества по признакам, составные части множества, устанавливают отношения между отдельными частями, составляют пары предметов по определенному признаку, - считают до 100 (количественный и порядковый счет), - знакомятся с цифрами в пределах 100, хорошо ориентируются на числовой прямой, может назвать «соседей» слева и справа от задуманного числа; - закрепляют навыки сложения и вычитания однозначных чисел и учатся арифметическим действиям двузначных чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность, - развивают счетные умения десятками, пятерками, четными и нечетными числами в пределах 100; - получают представления о составе числа из десятков и единиц, последовательности расположения чисел; - обучаются умению сравнивать числа в пределах 100, понимать соотношение чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность; - развивают логическое мышление через решение арифметических и логических задач и упражнений; - работают с геометрическими фигурами, - учатся измерять длину, ширину, высоту линейкой и другими мерками, изображать отрезки заданной длины. - получают представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. - упражняются по порядковому номеру называть соответствующий месяц или «Контрольные тесты» день недели; - закрепляют умение ориентироваться в пространстве (определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...)), выполнять графические диктанты; - развивают способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана; - выполняют задания на развитие мыслительных операций и психических функций дети обучаются работать с тестами (умение ориентироваться в заданиях, правильное заполнение теста); а так же проводится мониторинг освоения ими знаний и умений по чтению, математике, ознакомлению с окружающим миром, грамоте. На протяжении всех занятий: 1. Используются задания на развитие логического мышления. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В работе присутствуют содержательно-логические задания на развитие: — внимания: лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; — памяти (зрительной и слуховой) с использованием арифметического и геометрического материала, слов, предметных картинок; — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. 2. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют при помощи карандашей, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе не ставится цель обучения ребёнка письму, а только лишь подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому, для них, действию, как написание букв и цифр. Для этого будут использоваться: - обведение по контуру узоров и букв различной конфигурации, - составление узоров по аналогии и самостоятельно, - штриховка предметов, - печатание букв и цифр, - гимнастика для пальцев; - знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; - обучение работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку слева направо. 3. Педагог формирует у детей общие учебные умения: слушать вопросы взрослого, слушать ответы сверстников, высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Поддерживает усилия детей качественно выполнять задания, создаёт ситуацию успеха с помощью похвалы, положительной словесной оценки, поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей самооценки. Учебный план Изучение всех разделов начинается с начала учебного года. На одном занятие реализуются разделы «Развитие речи и обучение грамоте», «Развитие математических представлений». Для работы с детьми старшей группы (5-6 лет) Период обучения Старшая группа (дети 5 -6 лет) Перечень разделов Перечень тем 1. «Развитие речи и Кол-во часов 68 Форма контроля 3,5 обучение грамоте» 1.1 «Мир слов, окружающих нас» «Как хорошо уметь читать» «Предложение» «Слова. Слоги. Ударение» 0,5 0,5 0,5 «Повторение пройденного» 0,5 «Фонематический слух» «Гласные и согласные звуки» «Знакомство с Феей Буковкой» 0,5 0,5 0,5 20 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1.2 «Учусь читать» «Звук и буква «А»» «Звук и буква «О»» «Звук и буква «У»» «Звук и буква «Ы»» «Звук и буква «Э»» Анализ работ и наблюдение, активность детей Контрольные упражнения Игровые упражнения Анализ работ и наблюдение, активность детей «Звуки и буквы «А», «О», «У», «Ы» «Э»» 0,5 «Звук и буква «Л»» «Звук и буква «М»» «Звук и буква «Н»» «Звук и буква «Р»» «Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»; слоги, слова, предложения» 0,5 0,5 0,5 0,5 1 «Звук и буква «Я»» «Звук и буква «Ю»» «Звук и буква «Е»» «Звук и буква «Ё»» «Звук и буква «И»» «Закрепление пройденного материала. Слоги, слова, предложения» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 «Звук и буква «Г»» «Звук и буква «К»» «Звук и буква «Д»» «Звук и буква «Т»» «Звук и буква «В»» «Звук и буква «Ф»» «Повторение. Звуки и буквы «Г-К», «Д-Т», «В-Ф»; слоги, слова, предложения» «Звук и буква «З»» «Звук и буква «С»» «Звук и буква «Б»» «Звук и буква «П»» «Звук и буква «Х»» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Игровые контрольные упражнения Анализ работ и наблюдение, активность детей Игровые контрольные упражнения Анализ работ и наблюдение, активность детей Игровые контрольные упражнения Анализ работ и наблюдение, активность детей Игровые упражнения Анализ работ и наблюдение, активность детей 1.3 «Читаем сами» «Звук и буква «Ж»» «Звук и буква «Ш»» «Звук и буква «Ч»» «Звук и буква «Щ»» «Звук и буква «Ц»» «Звук и буква «Ф»» «Звук и буква «Й»» Знак «Ь» Знак «Ъ» «Читаем сами». 2. «Развитие математических представлений» (занятия содержат задания разных видов: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 10,5 Игровые упражнения, показ открытого занятия для родителей 34 «Число и цифра 1» «Раньше, позже» «Число и цифра 2» «Вверху, внизу, над, на, под» «Число и цифра 3» «Повторение. Числа от 1 до3» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 «Счет до четырех. Число и цифра 4» «Правая и левая стороны» «Счет до пяти. Число и цифра 5» «Числовой ряд» «Счет до шести. Число и цифра 6» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Анализ работ и наблюдение, активность детей Игровые контрольные упражнения Анализ работ и наблюдение, беседа, активность детей «Пространственные отношения: впереди, сзади, между; шире – уже, толще - тоньше» «Счет до семи. Число и цифра 7» «Повторение: числа и цифры 1-7». «Ритм (закономерность)». «Счет до восьми. Число и цифра 8» «Повторение» «Счет до девяти. Число и цифра 9» «Свойства предметов и символов» «Число и цифра 0» «Таблицы» «Счет до десяти. Число и цифра 10» «Числа и цифры от1 до 10» 0,5 «Сравнение групп предметов. Знак =». «Сравнение групп предметов. Знак =, не=» «Сложение» «Вычитание» «Сложение и вычитание» «Повторение. Составление задач на сложение» «Сложение и вычитание» «Знаки <, >» «Повторение пройденного. Знаки > и<» «Занимательная математика» 0,5 0,5 1 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 17 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Игровые упражнения Анализ работ и наблюдение, активность детей Анализ работ и наблюдение, активность детей, игровые упражнения Открытое занятие для родителей Подготовит. группа (дети 6-7 лет) «Хочу все знать» «Вводное занятие. День знаний» «Части света» «Достопримечательность» «Символы государства» «Родственные слова» «История строительства Москвы» «Аз, буки, веди» «Для чего учиться?» «Лес, как экосистема» «Полезные ископаемые» «Что из чего сделано? Одежда.» «Ателье» «Обувная фабрика» «Жилище» «Почему некоторые слова пишутся с большой буквы». «Самостоятельная работа» «Животные наши друзья» «Времена года, дни недели» «Серая Шейка» М.Сибиряк «Жанры литературы» «Кто что пишет» «Молоко и молочные продукты» «Сходства и отличия» «Умники и умницы» «Живая и неживая природа» «Настоящее, будущее, прошедшее времена» Предновогоднее занятие. «Скоро Новый год. Новогодняя Елочка» 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 Анализ работ и наблюдение, беседа, активность детей, игровые упражнения Контрольное задание Анализ работ и наблюдение, активность детей, игровые упражнения Контрольное задание Анализ работ и наблюдение, беседа активность Предновогоднее занятие. «Скоро Новый год. В гостях у Деда Мороза и Снежной королевы» «Виды спорта» «Охрана природы» «Перелетные и зимующие птицы» «Приспособления животных» «Явления природы» «Домашние опасности» «Огонь – друг и враг» «Ассоциации» «Ложь и правда» «Семья. Согласие и дружба» «День защитника Отечества» «Самые внимательные» «Международный женский день» «История твоих вещей? Тетрадь» «История твоих вещей. Карандаш» «Рыбы причудливой формы» «Смышленыши» «Черты характера» «По произведению С.Михалкова «Хочу бодаться»» «День космонавтики» «По произведению К.Ушинского «Спор деревьев»» «Всё о хлебе» «По произведению В.Хомченко «Пуговица»» «По произведению И.Соколов-Микитов «Страшно зайчишке»» «День победы» «По произведению И.Соколов-Микитов «Земляника»» «Контрольные тесты» (чтение, математика, окруж.мир, грамота) 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 детей, игровые упражнения Контрольное задание Итоговые занятия «Уроки смекалки» Количество часов необходимых для реализации программного содержания ДОП, составляет: - от 5 до 6 лет (старшая возрастная группа) – 68 часов; - от 6 до 7 лет (подготовительная к школе возрастная группа) – 68 часов. 2 Мониторинг Методическое сопровождение Методы обучения При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения. При освоении программы используются различные методы и приемы обучения: Словесные: рассказ, беседа, словесные игры. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка. Наглядные: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками, фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими тетрадями на печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца. Практические: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, составление звуко-буквенных схем, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные упражнения; тесты, на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, выполнение арифметических действий, графические диктанты, штриховки и т.д.) Формы организации образовательного процесса Программное содержание дополнительной общеразвивающей программы «Предшкольная пора», реализуется на основе использования следующей формы организации образовательного процесса – малые группы до 10 человек, где предполагается - совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей. Формы организации занятий. Учебное занятие выступает как основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется на интегрированной основе, в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Отдельные упражнения, представлены на рабочих листах. Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части, а также во время занятий – при выполнении некоторых заданий. В процессе обучения на занятиях все дети овладевают определённым объёмом знаний и умений. В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий: Фронтальная работа с демонстрационным материалом Практическая работа Дидактическая игра Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом Моделирование и разрешение проблемных ситуаций Совместная деятельность детей Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность Алгоритм подготовки и построения занятия. 1 этап. Анализ предыдущего занятия, поиск ответов на следующие вопросы. - Достигло ли занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего занятия: - Определение места данного занятия в системе тем, в логике процесса обучения. - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. - Обозначение задач занятия. - Определение формы организации занятия, если в этом есть необходимость. - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. 3 этап. Обеспечение содержания занятия. - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). - Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д. 4 этап. Проведение занятия (Алгоритм занятия) - мозговая и пальчиковая гимнастика; - разминка (игры «Назови одним словом», «4-й лишний», «Угадайка», «Загадки», упражнения на развитие памяти, концентрации внимания и т.д.); - повторение пройденного (если необходимо); - новый материал; - динамическая пауза; - закрепление его в различных видах заданий; - подведение итога Педагогические технологии: Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями: 1. Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса; 2. Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; 3.Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки. 4. Информационно- коммуникационная технология, которая применяется: при подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного материала - презентации, кинофильмы, мультфильмы, фонограммы; оформления консультатций для родителей; подбор дополнительного познавательного материала; Дидактические материалы: На протяжении всех занятиях с детьми материал: используются дидактический - игры на развитие различных психических функций: игры Воскобовича, танграм, магические шары МАОМАО, «Волшебная проволочка»; - раздаточный материал с заданиями и упражнениями, которые в ходе занятий используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения пройденным материалом. Список дидактического материала: 1. Игра «Я учу буквы». – Киров.: ОАО «РАДУГА», 2001. 2. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов. Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». – М.: Баласс,2009. 3. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет/ Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2010. 4. Развивающие игры Воскобовича «Коврограф», «Волшебная восьмерка», «Кораблик Брызг-брызг», «Лепестки», «Прозрачные льдинки», «Цветные квадр 5. «Числа и цифры от 0 до 10»: наглядно-дидактическое пособие/ Иляшенко Л.А. – М.: Издательство «ЮВЕНТА», 2007. 6. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал «Звуки и буквы». – М.: Издательство «ЮВЕНТА» 7. Серия «Беседы по картинкам» Осень. Зима. Весна. Лето. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Из-во «Ранок», 2007. 8. Дидактические карточки «Обучение дошкольников грамоте» - М.: Издательство «Школьная пресса», 2008. 9. Танграм 10. Магические шары «maomao» 11. Кубики и таблицы Н.Зайцева 12. Карточки со словами (из 3,4,5 букв, длинные слова) 13. Игры по технологии Н.Буракова: - тренажер «Найди и составь слово» - д/и «Складарики» - д/и «Найди ответ. Сложение и вычитание в пределах 10» - домино «Сложение и вычитание в пределах 10» - домино «Сложение и вычитание с переходом через 10» - математический конструктор «Цветочек» - математический конструктор «Реши пример» - лото «Сложение и вычитание в пределах 10» - лото «Сложение и вычитание с переходом через 10» 14. Настольная игра «Буквограмма» 15. Карточки на каждого от 0 до 9 16. Таблица от 0 до 100 17. ЭОР Организация работы по программе Сроки реализации программного содержания. Реализация программного содержания дополнительной общеразвивающей программы «Предшкольная пора», рассчитана на один учебный год для каждой возрастной группы воспитанников (обучающихся). Режим занятий: продолжительность, периодичность Процесс реализации программного содержания «Предшкольная пора», осуществляется в соответствии с календарным графиком организации образовательного процесса ДОУ и представлен следующим образом: 1. Продолжительность организации образовательного процесса: - от 5 - 6 лет (старшая группа) – не более 25 минут; - от 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) – не более 30 минут. 2. Периодичность организации образовательного процесса: 2 раза в неделю во второй половине дня. Особенности организации образовательного процесса. Воспитанники (обучающиеся) объединены в одновозрастные группы (не более 10 человек), с постоянным составом детей, с удобным временем для занятий - вечерние часы. Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности. При отборе методов и приемов обучения учитываются не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения. При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально- психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека, презентации и др., определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия, при этом учитываются все государственные санитарногигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей. Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия. Кадровое обеспечение: Обучение может организовываться только педагогическим сотрудником ДОУ, имеющим необходимую специальность по данному направлению образовательной деятельности. Материально-техническое обеспечение: Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которые соответствует росту и возрасту детей, а также шкафы для хранения методическойи художественной литературы, наглядности, игр и т.д. Также в кабинете имеется: - телевизор; - ноутбук; - магнитофон; - магнитная, маркерная доска Информационное обеспечение: -наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми; -художественная и методическая литература; -игры для детей (настольные, дидактические); -необходимый материал для творческой деятельности (карандаши, пластилин); -флешка с записью детских песен, физ. минуток, развивающих занятий (ЭОР) и презентаций к занятиям, мультфильмов и обучающих фильмов. Социальное партнерство: Занятия по программе «Предшкольная пора» представлены как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, где выделяются: цель, содер- жание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Учебное занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности учащихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Методическое обеспечение Список используемой литературы. 1. А.Р. Бобровская «Считаю и решаю». Для дошкольников 5-6 лет. Советует ФГОС дошкольного образования. Издательство Национальное образование . 2. Н.Созонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова «Учимся пересказывать» 5-6лет 3. Н. Павлова «Задачник для самых маленьких» из. Экскимо2003г 4. С.В. Пятак «Узнаю звуки и буквы» часть 1-2 для детей 4-5 лет. 5. Л. Г. Петерсон, Е.Е. «Задачи в кроссвордах» математика для детей 5-7 лет. Советует ФГОС ДО 6. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М.: Просвещение, 1985. 7. Л. В. Игнатьева «Счёт от 0 до20» рабочая тетрадь для детей 6-7лет; советует ФГОС ДО 8. Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать». – М.: Издательство РОСТ, 2013. 9. Наумова О.М. «Чтение с увлечением». – Нижний Новгород.: ООО «Издательство «Доброе слово»», 2013. 10. М. В. Ткачёва. Рисуем обеими руками «От линии к линии» советует ФГОС.