Дополнительна Общеобразовательная программа Шахматы

Содержание
Введение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи образовательной деятельности
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития
воспитанников

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация образовательного процесса
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.3. Методическое обеспечение

2

Введение
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана
действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 6–
7 лет, посещавшими "Школу радости", В. Сухомлинский писал: "В
воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам...
Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала
сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая
за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение,
которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить
полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника,
способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,
внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся
этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно
думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы
обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей
дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы научно и
практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих
странах. Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990
году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота
смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления.
Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию
мышления, быстрого принятия решения при неограниченной
вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей
человека.
Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для
формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а
также таких качеств личности, как выдержка и воля. Начинать
первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском
саду.
Главной целью системы образования является подготовка
подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно
меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества
носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой
задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и
воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно
адаптироваться к подобным изменениям. В гипотетическом плане
целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный
процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и
всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Использование
4

шахмат позволит развивать детей в процессе игры, а игра является
ведущим видом деятельности дошкольников. Игра в шахматы
дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое
главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает нагляднообразное мышление дошкольника, способствует зарождению логического
мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится
собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать
решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматы в
дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов, таких как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



требования Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ФГОС
ДО);



постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;



Основная общеобразовательная программа – образовательная
программа дошкольного образования (ООП ДО) Муниципального
5

бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского
сада № 34.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
"Шахматы, первый год" И.Г. Сухина.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей
старшего дошкольного возраста "Шахматы" направлена на
интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию
психических процессов, становление которых особенно активно в
дошкольном возрасте. Большое значение при изучении шахматного курса
имеет специально организованная игровая деятельность, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит
дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой
форме рассказывает о шахматных фигурах, "волшебных" свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и
некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром
шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. В программе
широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады,
занимательные задачи и викторины.
1.1. Цель и задачи образовательной деятельности
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста при обучении игре в шахматы.
Задачи:
1. вызвать у детей интерес к шахматным играм, обучать детей основным
приемам игры в шахматы, формировать познавательную активность; учить
планировать свою игру и работу.

6

2. расширять кругозор, активизировать логическое мышление и память,
наблюдательность, внимание; развивать образное, логическое и
ассоциативное мышление, развивать способность к самооценке и
самоконтролю;
3. воспитывать настойчивость, уверенность в своих силах, способность к
саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения
поставленных задач.
Принципы и подходы к организации образовательного процесса:
– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к
частному»;
– сознательности и активности;
– последовательности, систематичности и концентричности расположения
материала;
– индивидуально-дифференцированного подхода;
– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание
проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к
самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей
желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять)
пройденный материал);
– взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования
личности.
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы
сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой
возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства.
7

Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого
ребенком детства, как результат правильно организованных условий
реализации Программы дошкольного образования в соответствии с
требованиями Стандарта.
Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики
(мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлением развития воспитанников.
Программой предусматривается 33 шахматных занятия. Учебный курс
включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных
тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Темы курса
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь".

Двое

играющих

по

очереди

заполняют

одну

из

горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.
п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
9

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети
по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.
3.

НАЧАЛЬНАЯ

РАССТАНОВКА

ФИГУР.

Начальное

положение

(начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции;
правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры
и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.

10

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила
хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур
(чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт".

Белая

фигура

должна

достичь

определенной

клетки

шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая
их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.

11

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под
ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение",
но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
12

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые
общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами.
Содержание образовательной деятельности
Занятие 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической
сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с
шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей
на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
Занятие

2.

ШАХМАТНАЯ

ДОСКА.

Расположение

доски

между

партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали.
Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных
13

полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры
"Горизонталь", "Вертикаль".
Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и
большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из
книги И.Г.Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика,
1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга"
(читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание
"Диагональ".
Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры
"Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что
общего?", "Большая и маленькая",
Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед
шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи,
две

ладьи

против

одной,

две

ладьи

против

двух),

"Ограничение

подвижности".
14

Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны.
Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два
слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем".
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр
диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".
Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя),
"Ограничение подвижности".
Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение"
(ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения), "Ограничение подвижности".
15

Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра
на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь
против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические
задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры",

"Двойной

удар",

"Взятие",

"Защита",

"Выиграй

фигуру".

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение"
(конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная,
коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один
в поле воин".
Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка
против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки
против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА.
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против
слона,

пешка

против

коня,

сложные

положения),

"Ограничение

подвижности".
Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля,
взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические
задания

"Лабиринт",

"Перехитри

часовых",

"Один

в

поле

воин",

"Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король
против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
16

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя,
король против ладьи, король против слона, король против коня, король
против пешки), "Ограничение подвижности".
Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от
шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов",
"Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания
"Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
Занятие 23. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход
ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое
задание "Мат в один ход".
Занятие 24. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
Занятие 25. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Повышению интереса детей к шахматным занятиям способствует чтение
сказок из книги "Приключения в Шахматной стране". На 1-м занятии
планируется прочесть детям сказку "Шахматная беседка", на 2-м занятии –
главу "Линии", на 3-м – "Диагональ", на 4-м – "Чудесные фигуры", на 5-м –
"Ворота Каиссии", на 6-м – "Я – Ладья", на 8-м – "Этот слон совсем на слона
не похож", на 11-м – "В гостях у Ферзя", на 14-м – "Кони черные и белые", на
17-м – "Детский сад "Чудесная Пешка", на 20-м – "Куда идет Король?", на
22-м – "Ковер-самолет", на 24-м – "Мат и пат", на 26-м – "До свидания,
Шахматная страна".
17

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация образовательного процесса.
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной
деятельности. Непосредственно образовательная деятельность по игре в
шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Основная
форма работы на занятии – групповая. Продолжительность занятия – 30
минут.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции
для игровой практики.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования:
Шахматная доска магнитная (демонстрационная) – 1 шт.
Фигуры к ней – 1 комплект.
Шахматные доски (деревянные, 40х40 см) – 15 шт.
Фигуры к ним (деревянные) – 15 комплектов.
3.3. Методическое обеспечение
Учебники и пособия-сказки
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература,
1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
18

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.
Шахматы – школе /Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика,
1991.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. Часть 1. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2022. – 80 с.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. Часть 2. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2022. – 88 с.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя.
– 5-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2021. – 120 с.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка //Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы
ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов //Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
19

Сухин И. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в Шахматной стране.
– М.: Педагогика, 1991.
Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. –
М.: Диафильм, 1990.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.:
Диафильм, 1992.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
20

Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
об утверждении стоимости платных услуг в 2024-25 уч. году.pdf (скачать)
Распоряжение ДО об установлении родительской платы на 2023 год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».