1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о планировании образовательного процесса в группах МБДОУ№ 34 (далее - Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», изменений (СанПиН 2.4.1.3049-13); ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384); Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038); Уставом МБДОУ – детского сада № 34; Образовательной программой МБДОУ – детского сада № 34. 1.2. Данное Положение устанавливает систему планирования образовательной деятельности в Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 34 (далее-ДОУ), единые требования к форме и содержанию планирования образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО, с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой образовательной программы ДОУ. 1.2. Планы образовательной деятельности с детьми являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. 2. Цели и задачи 2.1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе. 2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно. 2.3. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. 2.4. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей. 3. Принципы планирования 3.1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 3.2 Соответствовать критериям полноты и достаточности. 3.3 Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости. 3.4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста. 3.5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. 3.6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 3.7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 3.8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т.е. на основе игровой деятельности. 3.9. Сочетать элементы деятельности, способствующие эмоциональной разрядке. 3.10. Предусматривать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. 3.11. Сочетать разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (непрерывной организованной деятельности с детьми (НОД), игр, совместной работы детей и воспитателя, а также свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). 1.1.Обеспечивать взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности), регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи и пр.) 4. Организация работы 4.1. Основа планирования педагогического процесса – Образовательная программа ДОУ (далее - ОП ДО). Система планирования образовательной деятельности в ДОУ включает в себя: Комплексно-тематическое планирование; Календарное планирование. 4.2. Комплексно-тематическое планирование: Составляется педагогами каждой возрастной группы. Комплексно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, в срок до 30 августа, на основе ООП ДО в соответствии с установленной формой (Приложение №1) и является приложением к рабочей программе педагога. 4.2.3. Интегрирующие темы и периоды их реализации определяется для каждой возрастной группы. 4.2.4. Комплексно-тематическое планирование должно отражать: дату реализации интегрирующей темы; наименование интегрирующей темы и период ее реализации; решаемые педагогические задачи; варианты итоговых мероприятий. 4.4. Календарное планирование образовательного процесса: 4.4.1. составляется каждым педагогом ДОУ, для каждой возрастной группы; 4.4.2. календарное планирование составляется на каждый день на первую и вторую половину дня; 4.4.3. календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня, циклограммой образовательной работы с детьми; планирование утреннего отрезка времени; планирование организованной образовательной деятельности; планирование прогулки; планирование второй половины дня. 4.4.4. на начало каждого месяца определяется: комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна; план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе мониторинга детского развития). 4.4.5. календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. 4.4.6. компонентами календарного планирования являются: регламентированная деятельность (НОД): цели и задачи, направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми); содержание определяется программой; организационно-действенный компонент (формы и задачи должны соответствовать поставленным задачам); результат (что запланировали в самом начале, и что получили должно совпадать). 4.4.7. Нерегламентированная деятельность: 4.4.7.1.В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей, деятельность не должна быть продолжительной по времени, ребенок должен увидеть результат своей работы; в утренний период планируется только знакомые для детей виды деятельности; вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения; утренняя гимнастика, работа по закаливанию. 4.4.7.2. Прогулка: наблюдение; подвижные игры, спортивные игры/элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке НОД с детьми, которые недостаточно усвоили материал, с одаренными детьми, при подготовке к праздникам; труд 4.4.7.3. Во второй половине дня: все виды игр настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные, развлечения, праздники, сюрпризы, проводимые воспитателем, планируются один раз в неделю; труд (ручной, хозяйственно-бытовой, коллективный, по подгруппам); воспитание художественной литературой и фольклором; работа с семьей обучающегося (воспитанника); работа по звуковой культуре речи (ЗКР). 4.4.8. Календарное планирование следует начинать с перспективного и перспективного плана НОД, учитывающего: требования к максимальной нагрузке образовательного процесса; требования календарно-тематического плана. 5.Требования к оформлению календарного плана 5.1. Календарный план должен быть напечатан в электронном виде, допускаются пометки, дополнения, корректировка понятным аккуратным подчерком. 5.2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, фамилии, имени, отчества воспитателей группы. 5.3. Календарный план должен содержать следующие разделы: титульный лист; годовые задачи ДОУ; режим дня группы; расписание непрерывной образовательной деятельности; комплексно-тематический план; план работы с родителями; перспективное планирование; календарные планы. 5.4. Последняя страница календарного плана предназначена для записей и заполнения заместителем заведующего по ВМР. 5.5. Календарный план оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с Приложением № 2 данного Положения. 5.6. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах, планируется по структуре деятельности: форма работы; тема; цель, направленная на развитие ребенка, на результат; средства, способы, включающие ребенка в деятельность и организующие ее. 5.7. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности, ситуация, цель, средства. 5.8. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты наблюдения воспитателей по усвоению ОП ДО. 5.9. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастик и т.п., составленных педагогами группы. 5.10. В календарном плане отражается: утренняя гимнастика, работа по закаливанию; вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения, самообслуживания; работа, связанная с развитием игровой деятельности; работа, связанная с развитием трудовой деятельности; работа, связанная с развитием образовательной деятельности; работа с родителями, социумом; развлечения; индивидуальная работа с детьми по всем разделам ОП ДО; создание ППРС среды в группе, на участке с учетом тематической недели. 6. Документация и ответственность 6.1. Комплексно-тематический и календарный планы являются обязательными документами педагога. 6.2. Контроль за календарным планированием осуществляется заместителем заведующего по ВМР не реже одного раза в месяц, а также в соответствии с запланированными в Плане работы МБДОУ на учебный год контрольными мероприятиями. 6.3. Замечания и рекомендации, с которыми проверяющий знакомит воспитателей и следит за их выполнением, фиксируются в аналитических материалах. 6.4. После окончания учебного года педагог сдает папку в архив в Информационно-методический кабинет заместителю заведующего по ВМР. Приложение № 1 Комплексно-тематическое планирование организации образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей Пример календарного планирования мес даты 4-й год жизни – от 3 до 4 лет (младшая группа) темы 01.09 – 03.09 сентябрь 06.09 – 10.09 «Я» и мои друзья! подтемы Здравствуйте, это я! Итоговое мероприятие (форма и название мероприятия) РППС , какие центры расширить (развивающие, дидактические пособия) Досуг «Осенний лес полон чудес» Иллюстрации и сюжетные картинки «Дети в детском саду», тематические раскраски. Иллюстрации «Игрушка», Д/и «Найди 5 отличий», «Подбери пару», «Разрезные картинки», книга А.Барто, тематические раскраски. Иллюстрации «Мальчики», «Девочки», «Одежда для мальчиков и девочек», сюжетные картинки игр мальчиков и девочек, кукла Ваня и Катя, Д/и «Одень куклу» (бумажная) Дидакт. карточки «Эмоции», сюжетные карточки игр детей в детском саду, тематические раскраски. Картотека «Грибы», Д/и «Лото» (грибы), «Парные картинки», «Разрезные картинки», тематические раскраски. Альбом «Птицы средней полосы», картотека «Животные наших лесов», «Животные средней полосы», Д/и «Живая природа», «Разрезные картинки», «Парные картинки», тематические раскраски, фигурки животных, плакат «Животные в лесу», макет «В лесу». Наши игрушки Фотоколлаж «Моя любимая игрушка» 13.09 – 17.09 Мальчики и девочки Выставка детского творчества «Мальчишки и девчонки» 20.09 – 24.09 Учимся дружить Фотоколлаж «Мы веселые ребята» 27.09 – 01.10 В осеннем лесу (грибы) Выставка детского творчества «На лесной полянке» 25.10 – 29.10 Дикие животные и городские птицы Видеоролик Приложение № 2 Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Пример календарного планирования Тема месяца: Разноцветная осень Тема недели: Музыка в искусстве Итоговое мероприятие: Выставка музыкальных инструментов Сроки: 01.10.2021 – 05.10.2021 Цель: Приобщение к музыкальному искусству и формирование положительного отношения к нему День недели, дата, названи е события (меропр иятия) Направ ленност ь воспита тельной работы Понедельник 01.10.2021 Международный день музыки Воспи тание уважит ельног о отноше ния к истори и, культу ре других стран и народо в Режим СКР ПР Образовательные области РР ХЭР ФР Культурные практики I половина дня Совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, творческая мастерская, сенсорный и интеллектуальный опыт, музыкально-театральная и литературная гостиная, детский досуг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Приём детей, утренняя гимнастика, формируем навыки соблюдения личной гигиены, подготовка к завтраку, самообслуживание и элементарный труд, дежурства, подготовка к НОД, подготовка к прогулке, формируем бережное отношение к одежде, водные процедуры, подготовка к обеду, подготовка ко сну, формирование личной гигиены Виртуальна я экскурсия в филармони ю НОД ПРОГУЛ КА II половина дня НОД Взаимодей ствие с семьей Вид деятельнос ти Беседы по теме праздника (о композиторах, различных музыкальных жанрах и направлениях) Источник Знакомство с музыкальными инструментами (развитие фонематическог о слуха) Задачи Материал Музыкально-дидактическая игра Конкурс «Серебристый голосок» Придумывание движений под музыку Наблюдение «Осенние листья» (интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений) Пробуждение, ленивая гимнастика, закаливающие процедуры укрепление здоровья, подготовка к полднику, самообслуживание и элементарный труд Музыкальная Подвижн викторина ые игры с музыкаль ным сопровож дением Вид Источник Задачи Материал деятельнос ти 1. 2. 3. 4. Повышени е компетент ности родителей Включение родителей в воспитател ьный процесс Рекомендации в родительском уголке Прослушать музыку разных жанров и направлений Примерная циклограмма календарного планирования на летний период (на неделю) Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры Режиссерские игры Театрализованная деятельность Дидактические игры Интеллектуальные игры Художественно – эстетическая деятельность Рисование Аппликация Лепка Конструирование Музыкальные занятия, прослушивание музыки Двигательная активность Утренняя и ритмическая гимнастика, упражнения под музыку П/и Игры – соревнования Игры с элементами спорта Народные игры Хороводные игры Физкультурные занятия Физкультурные досуги и праздники Социально – коммуникативная деятельность Беседы, общение, интервьюирование Игровые ситуации, игры-путешествия Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, фотографий Сочинение и разгадывание загадок, составление рассказов Ситуативные беседы ситуации морального выбора Социально-коммуникативные игры Трудовая деятельность Дата ______________ Тема______________ Цель______________ Индивидуальная работа Продуктивная деятельность (рисование) Формирование математических представлений Познавательное развитие Формирование математически х представлений Работа по развитию мелкой моторики Развитие фонематического слуха Развитие связной речи Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Формирование основных физических качеств Конструктивная деятельность Продуктивная деятельность (аппликация) Развитие мелкой моторики Продуктивная деятельность Познавательная деятельность Рассматривание, обследование, наблюдения Опыты, экспериментирование Творческие задания Проблемные ситуации Тематические выставки Речевая деятельность Ситуативные разговоры, беседы, общение Специальное моделирование ситуации общения Чтение и обсуждение литературных произведений Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек Сочинение и отгадывание загадок Пересказ, составление описательных рассказов, речевое творчество Работа с родителями Совместные мероприятия Мастер-классы для родителей Выставки Музейное пространство Консультирование Беседы Онлайн-форумы Конкурсы Развлечения Викторины