1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки индивидуального развития детей (далее – система оценки) в соответствии с ФГОС ДО в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 34 (далее - МБДОУ), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур оценки индивидуального развития детей), а также, общественное участие в оценке индивидуального развития детей. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования российской Федерации: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2020г.); - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373; -Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 год № 08-249; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020г. № 32 «Об утверждении Санитарноэпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4. 3590-20; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБДОУ. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы системы оценки индивидуального развития детей 2.1. Цели системы оценки индивидуального развития детей: -оценка эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования; 1 - построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка). 2.2. Задачи системы оценки индивидуального развития детей: - индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития в рамках профессиональной компетенции педагога); - оптимизации работы с группой детей. 2.3. Функции системы оценки индивидуального развития детей: 2.3.1. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ. 2.3.2. Регулярная, системная педагогическая работа, по изучению динамики развития детей, выявлению их индивидуальных потребностей и возможностей, интересов и инициатив. 2.3.3. Индивидуальный учет развития ребенка, результатов освоения образовательных программ осуществляется для каждого ребенка МБДОУ по всем образовательным областям: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 2.3.4. Принятие обоснованного педагогического решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов психолого- педагогического сопровождения детей. 2.4. Принципы системы оценки индивидуального развития детей. - Принцип непрерывности. Оценка индивидуального развития детей проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в МБДОУ. - Принцип динамичности. Педагогический инструментарий позволяет в установленные сроки провести педагогическую диагностику - Принцип прогностичности. Результаты оценки индивидуального развития детей позволяют педагогу строить прогноз относительно перспектив развития каждого ребенка. - Принцип научности. В ходе оценки индивидуального развития ребенка используется валидный и надежный инструментарий для проведения педагогической диагностики и наблюдений за развитием ребенка младенческого, раннего, дошкольного возраста. 2 - Принцип коллегиальности. Оценка индивидуального развития детей проводится, обсуждается воспитателями, специалистами, работающими с группой, при участии родителей (законных представителей) ребенка. - Принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки индивидуального развития детей. 3. Регламент сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка 3.1. Учет индивидуального развития ребенка, ведется на каждого ребенка с момента поступления ребенка в МБДОУ и на протяжении всего срока пребывания ребенка в МБДОУ. 3.2. Форма ведения индивидуального учета развития ребенка принимается на Педагогическом совете и утверждается руководителем МБДОУ. Учет индивидуального развития ребенка оформляется в соответствии с утвержденной формой. 3.3. Информация о индивидуальных результатах развития ребенка передается в случае перевода ребенка из одной группы в другую. 3.4. Сбор, обработка и анализ информации о развитии ребенка осуществляется с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон с целью более глубокого изучения процессов развития ребенка, совершенствования образовательной деятельности. 3.5. Сбор внешней (родительской) контекстной информации о развитии ребенка в семье, о его интересах и индивидуальных особенностях осуществляется для создания надежной основы построения образовательной среды воспитанников группы МБДОУ. 3.6. Педагоги работают с базой знаний об индивидуальном развитии каждого ребенка, анализируют информацию с целью принятия обоснованных педагогических решений в контексте текущей образовательной деятельности группы МБДОУ. 3.7. Анализ результатов оценки индивидуального развития ребенка, освоения образовательной программы проводится в сроки, определенные в календарном учебном графике. 3.8. В Плане работы на учебный год планируются меры и мероприятия по методическому сопровождению педагогов, повышения их профессиональной компетентности по вопросам организации педагогической диагностики (оценки индивидуального развития ребенка) 4. Организация оценки индивидуального развития детей 4.1. Оценка индивидуального развития детей может быть представлена в двух формах диагностики - педагогической и психологической. 4.2. Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого3 медико- педагогической комиссии (далее – ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей. 4.3. Педагогическая диагностика понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации образовательной программы. 4.4. МБДОУ обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания индивидуального развития детей для семьи и для педагогов МБДОУ самостоятельно, в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве. 4.5. Педагогическая диагностика развития ребенка, используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по образовательной программе: 4.5.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 4.5.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в МБДОУ. 4.5.3. Педагогическая диагностика предусматривает комплексное диагностическое наблюдение детей по всем образовательным областям в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностика его развития для большей объективности переносится на более поздний срок. 4.5.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития ребенка) осуществляется на основе результатов наблюдения, бесед, анализа продуктов детской деятельности, творчества (рисунков, работ по лепке и аппликации, построек и поделок и пр.) и специальных диагностических ситуаций, работы с детским портфолио, организуемых воспитателями всех возрастных групп не менее 2 раз в год – в начале и в конце учебного года. В первом случае, диагностика помогает выявить начальный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития. 4.5.5. Наблюдение как процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка является основой для принимаемых педагогических решений. Технология наблюдения за деятельностью, поведением детей для индивидуализации образовательного процесса, включает алгоритм следующих действий: 4 - определение цели и задач (выявить эффективность, состояние, уровень, характер педагогического явления); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать, когда и при каких условиях); - выбор способа наблюдения (открытое или скрытое в деятельности или вне ее, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.); - выбор способа фиксации (запись, регистрация) фактов (не их интерпретация), обеспечивающих надежность и достоверность наблюдения (карты, диаграммы, стикеры, блокнот и пр.), позволяющих увидеть динамику развития ребенка; - анализ полученной информации. 4.5.6. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заносятся в «Журнал динамики достижений детей группы», ориентированных на представление информации об общей картине развития всех детей группы в «Карты индивидуального развития ребенка», ориентированные на представление информации об общей картине, динамике развития всех детей (форма «Карты индивидуального развития ребенка» определяется МБДОУ самостоятельно), в которых отражается различные шкалы индивидуального развития ребенка с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов), способностей детей, что позволяет учитывать факт разнообразия путей (перспективы) развития каждого ребенка. Каждая «Карта индивидуального развития ребенка» завершается страничками для выводов и рекомендаций. 4.5.7. Родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с результатами анализа освоения ребенком образовательной программы, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка на специальном листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка». 4.5.8. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности. 4.5.9. Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению индивидуальной оценки развития ребенка в рамках педагогической диагностики в группе МБДОУ, или проводить ее самостоятельно. 4.5.10. Данные, полученные в результате индивидуальной оценки развития ребенка являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. 5 4.5.11. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая включает педагогическую оценку индивидуального развития ребенка, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в МБДОУ. 4.5.12. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития ребенка) педагогами (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) работающими с группой детей составляется аналитическая справка, содержание которой используется для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы в ходе планирования образовательной деятельности с детьми группы. 4.5.13. Результаты оценки индивидуального развития ребенка формируют доказательную основу для изменений образовательной программы (ее компонента - рабочей программы), корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. 4.5.14. Воспитатели проводят: - собеседование с педагогами и родителями (законными представителями) детей об особенностях развития каждого ребенка и участии его в деятельности и общении в группе; - обсуждение результатов педагогической диагностики освоения детьми образовательных программ дошкольного образования, индивидуальных планов развития ребенка; - консультирование родителей (законных представителей) с учетом их актуальных потребностей, проблем, интересов в области воспитания своего ребенка, при необходимости привлекают специалистов МБДОУ. 4.6. Психологическая диагностика индивидуального развития ребенка, проводится по мере необходимости квалифицированными специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед). Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей). 4.6.1. Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). 4.6.2. Для определения функциональной готовности к обучению в школе (развитие психики, моторики) детей подготовительной к школе группы осуществляется психолого-педагогическая диагностика формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 4.7. Участники оценивания индивидуального развития детей: - педагоги МБДОУ (администрация, воспитатели и специалисты) - медицинская сестра; - воспитанники МБДОУ; - родители (законные представители) воспитанников, заинтересованные стороны (социальные партнеры). 4.8. Данные, полученные в результате обработки отчетов педагогов обсуждаются на заседании Педагогического совета, Психолого6 педагогического консилиума (при необходимости). Выводы по анализу данных являются объективной основой для внесения корректив в образовательную программу (рабочую программу), в программу психологопедагогической работы, проведения контроля и планирования образовательной деятельности с детьми. 4.9. Педагогические работники МБДОУ при оформлении и обработке результатов педагогической, психологической диагностики несут ответственность за соблюдение требований о защите персональных данных. 5. Организационная и функциональная структура системы оценки индивидуального развития детей 5.1. Организационная структура МБДОУ, занимающаяся оценкой индивидуального развития детей и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию МБДОУ, Педагогический совет, рабочую группу мониторинга качества дошкольного образования в МБДОУ, Психолого- педагогический консилиум. 5.2. Администрация МБДОУ: - предусматривает механизмы использования информации о развитии ребенка для совершенствования образовательной деятельности МБДОУ; - формирует блок локальных нормативных актов, регулирующих функционирование системы оценки индивидуального развития детей и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего МБДОУ и контролирует их исполнение; - разрабатывает адресные рекомендации (в т.ч. персонифицированные) по результатам анализа, готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки индивидуального развития детей, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает меры и мероприятия для подготовки педагогов МБДОУ к квалифицированной работе с валидным и надежным инструментарием для проведения педагогической диагностики и наблюдений, осуществлению оценочных процедур; - формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценочных процедур (анализ работы МБДОУ за учебный год, самообследование деятельности МБДОУ, публичный доклад заведующего и др.); - принимает обоснованные управленческие решения на основе результатов анализа полученных результатов; - анализирует эффективность принятых мер; - педагоги, родители (законные представители) регулярно информируются о результатах анализа эффективности принятых мер. 5.3. Рабочая группа по организации мониторинга качества образования в МБДОУ: - подбирает или разрабатывает самостоятельно методики оценки индивидуального развития детей; 7 - участвует в разработке инструментов системы оценки индивидуального развития детей, ИТ решения («Опросный лист», «Карта индивидуального развития ребенка», «Журнал динамики достижений детей группы», «Лист наблюдения за развитием ребенка» (для родителей), характеризующих состояние и динамику индивидуального развития ребенка; - содействует проведению подготовки педагогов к осуществлению оценочных процедур; - проводит анализ результатов оценочных мероприятий; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки индивидуального развития детей на уровне МБДОУ. 5.4. Педагогический совет МБДОУ: - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику индивидуального развития детей, инструментария для проведения педагогической диагностики и наблюдений, процедуры документирования динамики развития детей; - заслушивает информацию и отчеты педагогов, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБДОУ по вопросам образования (социальных партнеров). 6. Общественное участие в оценке индивидуального развития детей Придание гласности и открытости результатам оценки индивидуального развития детей осуществляется: - путем предоставления информации основным потребителям результата оценки индивидуального развития детей (рабочая группа по организации мониторинга качества образования МБДОУ, Педагогический совет, родители (законные представители); - через публичный доклад заведующего МБДОУ. 7. Документация 7.1. Печатный и/или электронный виды педагогической документации утвержденных форм фиксации информации о результатах оценки индивидуального развития детей («Карта индивидуального развития ребенка», «Журнал динамики достижений детей группы», «Детское портфолио») хранятся в группе, которую посещает ребенок (ответственный за хранение – воспитатель(и) группы). 7.2. «Карта индивидуального развития ребенка» на завершении ребенком дошкольного образования выдается на руки родителям (законным представителям). 7.3. «Журнал динамики достижений детей группы» (печатный и/или электронная форма) хранятся в методическом кабинете в течение 3 лет после завершения ребенком дошкольного образования. 7.4. Форма учета индивидуального развития детей («Карта индивидуального развития ребенка», «Журнал динамики достижений детей группы», «Детское 8 портфолио») в рамках образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего МБДОУ и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также с ООП и Устава МБДОУ. 7.4. «Карта индивидуального развития ребенка» не передается в другую организацию - это неправомерно с точки зрения защиты персональных данных. 8. Срок действия положения 8.1. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 8.2. Настоящее Положение, также изменения и дополнения в положение о системе оценки индивидуального развития детей могут вноситься на заседании Педагогического совета, вступать в силу после их утверждения заведующим МБДОУ. 9