1 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду № 34 (далее МБДОУ), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155; Устав МБДОУ № 34; Рабочая программа воспитания МБДОУ № 34. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования МБДОУ (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в МБДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого МБДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно МБДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО МБДОУ являются: педагоги, родители (законные представители) обучающихся. 1.5. МБДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя МБДОУ. 1 2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в МБДОУ 2.1. Целями ВСОКО МБДОУ являются: - получение объективной информации о состоянии качества образования в МБДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - формирование информационной основы принятия управленческих решений. 2.2. Основными задачами ВСОКО МБДОУ являются: - обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования; - определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; - определение соответствия фактических образовательных условий МБДОУ к условиям реализации Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ (далее ООП ОП ДО); - определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; - оценка состояния и эффективности деятельности МБДОУ; - повышение квалификации педагогов МБДОУ в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; - обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования; - обеспечение руководителя МБДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития МБДОУ. 2.3. В основу ВСОКО МБДОУ положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные 2 критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в МБДОУ. 3. Организация и технология внутренней оценки качества образования 3.1. Предметом ВСОКО в МБДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе: качества содержания и организации образовательной деятельности; качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность; качества результатов образовательной деятельности. 3.2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1. Нормативно-установочный этап: изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; подготовка приказа о проведении ВСОКО в МБДОУ; определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. 2. Информационно-диагностический этап: сбор информации с помощью подобранных методик. 3. Аналитический этап: анализ полученных результатов; сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4. Итогово-прогностический этап: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; разработка дальнейшей стратегии работы МБДОУ. 3.3.Источниками данных для оценки качества образования являются: контроль; мониторинг; самообследование, экспертные оценивания; анкетирование; социологический опрос; 3 статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 3.4. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в МБДОУ определяются годовой циклограммой ВСОКО. 3.5. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества образования, технология проведения оценки качества образования определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования МБДОУ». 3.6. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества и представлены в Приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества образования МБДОУ». 3.7. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 3.8. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете в конце учебного года. 3.9. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. 4. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в МБДОУ 4.1. Организационная структура МБДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию МБДОУ, Педагогический совет, группа мониторинга МБДОУ, временные структуры (рабочие группы педагогов, комиссии и др.). 4.2. Администрация МБДОУ: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО МБДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя МБДОУ и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО МБДОУ, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе ООП ОП ДО проведение в МБДОУ контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в МБДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне МБДОУ; 4 - организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; - обеспечивает условия для подготовки педагогов МБДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы МБДОУ за учебный год, самообследование деятельности МБДОУ); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 4.3. Группа мониторинга: - разрабатывает методики оценки качества образования; - участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов МБДОУ; - содействует проведению подготовки работников МБДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне МБДОУ. 4.4. Педагогический совет МБДОУ: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО МБДОУ; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в МБДОУ; - участие в оценке качества и результативности труда работников МБДОУ; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в МБДОУ; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБДОУ по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в МБДОУ, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности МБДОУ. 5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования 5 5.1. Реализация ВСОКО в МБДОУ осуществляется посредством: - контроля; - мониторинга. 5.2. В МБДОУ осуществляются следующие виды контроля: - плановый, - внеплановый (оперативный), - административный. 5.3. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы ДОУ, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в его организации. 5.3.1. Виды планового контроля: 1) Тематический контроль – изучение и анализ деятельности МБДОУ по одному направлению деятельности. 2) Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов работы. 3) Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в одной из возрастных групп МБДОУ. 5.3.2. Требования к проведению тематического контроля: - до начала проведения тематического контроля руководитель МБДОУ за 10 рабочих дней издаёт приказ о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов; - план-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен обеспечить получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля составляется заместителем заведующего; - продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней (в 1 группе); - проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля; - результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней фактов, выводов и предложений; - информация о результатах контроля доводится до работников МБДОУ в течение 7 дней с момента его завершения; - должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель МБДОУ; 6 - руководитель МБДОУ по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает приказ. 5.3.3. Требования к текущему контролю: - направления и периодичность текущего контроля определяются Планом работы МБДОУ на учебный год и результатами внутреннего контроля; - результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с краткими выводами и предложениями; - результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях при заведующем, методических совещаниях. 5.4. Внеплановый (оперативный) контроль осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. 5.5. Административный контроль - контроль по выполнению нормативноправовых и локальных актов МБДОУ, выявление нарушений законодательства РФ. Требования к административному контролю: - направление и периодичность регламентируется локальными актами МБДОУ; - ответственность за проведение административного контроля несет заведующий; - результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива. 5.6. В МБДОУ проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются следующие методы: педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психологопедагогических ситуаций, и т.д.); самообследование; экспертные оценивания; статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 5.7. Направления мониторинговых исследований: 5.7.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности: качество ООП ОП ДО, АООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО, качество Рабочей программы воспитания МБДОУ, соответствие требованиям федерального законодательства по вопросам воспитания обучающихся, запросам родителей (законных представителей); качество дополнительных общеразвивающих программ, соответствие требованиям федерального законодательства в части допобразования; 7 качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности); качество взаимодействия всех участников образовательных отношений, в том числе по вопросам воспитания. 5.7.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: качество финансовых условий, в том числе для реализации программы воспитания; качество материально-технических условий, соответствие требованиям к средствам обучения и воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития детей; качество психолого-педагогических условий; качество кадровых условий; качество развивающей предметно-пространственной среды, в том числе для реализации программы воспитания. 5.7.3. Качество результатов образовательной деятельности: качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ОП ДО, АООП ДО, Рабочей программы воспитания, дополнительных общеразвивающих программ; достижения воспитанников, здоровье воспитанников (динамика), удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. 6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования и воспитания, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МБДОУ; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в МБДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития воспитательно-образовательной системы в МБДОУ. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 8 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания Педагогического совета МБДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в МБДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ для реализации ООП ОП ДО и Рабочей программы воспитания МБДОУ в новом учебном году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования МБДОУ, для разработки и корректировки программы развития МБДОУ, ООП ОП ДО, Рабочей программы воспитания МБДОУ, адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ, плана работы МБДОУ на следующий учебный год. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение 3 (трех) лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив МБДОУ. 9