СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел……………………………………………………………………..3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………….5 1.3. Принципы и подходы к формированию программы………………………..6 1.4. Возрастные особенности обучающихся детей………………………………7 1.5. Планируемые результаты реализации программы………………………….11 1.6. Мониторинг реализации программы…...……………………………………12 2. Содержательный раздел……………………………………………………………12 2.1. Календарный учебный график…………………………………….………….12 2.2. Учебный план………………..……………………………………..………….13 2.3. Учебно-тематический план……………………………………….………..…13 3. Организационный раздел…………………………………………………………..20 3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы………..20 3.2. Материально- техническое обеспечение……………………………………..20 3.3. Дидактическое и методическое обеспечение……………………………...…37 3.4. Перспективное планирование взаимодействия с родителями………………38 Список используемой литературы……………………………………………………..39 Приложение…………………………………………………………………………….. Пояснительная записка. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественнотворческие способности, ребёнок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности. Программа «Маленькие волшебники» целенаправленна на обучение основных навыков художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Для формирования творчества в рисовании, в изготовлении изделий из природного материала, изделий из ниток, тесьмы большое значение имеет художественное слово, музыка. Главное внимание уделено формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, эмоционально-образного восприятия. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. У детей 5-6 лет эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбавлять основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У детей формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Цель и задачи. Цель: формирование художественно-творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства. Задачи: Развивающие: Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение. Развивать формо- и цвето- восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение. Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении. Образовательные: Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов), получать различные оттенки красок основных цветов. Развивать навык использовать различные материалы. Обращать внимание, понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. Совершенствовать умение отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности. Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки. Воспитательные: Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Принципы построения программы: - творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); -доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); -наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); -демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей); -научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); -«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ); - сотрудничества (совместная работа с родителями). В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: «Познавательное развитие»: игры по художественному творчеству, игры моделирование композиций, беседы природоведческой направленности и др. «Речевое развитие»: чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе. «Социально – коммуникативное развитие»: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. «Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные дидактические. «Художественно – эстетическое развитие»: музыка: прослушивание музыкальных произведений. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения для детей 5-6 лет. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Длительность занятия для детей 5-6 лет: 25-30 минут. Формы и методы работы. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: -словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.); -наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, картинки, схемы, образцы и др.); -практический (самостоятельное выполнение работ по инструкционным картам, схемам, использование различных материалов и инструментов); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: -объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; -репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; -частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; -исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников на занятиях: -фронтальный – одновременная работа со всеми детьми; -индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; -групповой – организация работы в группах; -индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Планируемые результаты. В результате обучения в по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы. Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов. Ожидаемые результаты. В результате обучения по данной программе дошкольники: –освоят различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками; – сформируется навык следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; – будут создавать композиции с изделиями; –разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; – овладеют навыками культуры труда; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ в группе. Учебно-тематический план программы № 1 2 3 4 5 6 Разделы программы Аппликация Ниткография Оригами Рисование нетрадиционными средствами Плетение из бумаги Художественный труд итого Количество часов 6 4 4 8 4 6 32 Перспективный план работы. месяц Октябрь. 1 неделя 2 неделя 3 неделя Тема «Подсолнух». Аппликация из крупы. «Золотая осень». Рисование способом тычка. «Разноцветны е бабочки». Цель/задачи Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Материал Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа. Познакомить с техникой монотипии, закрепить Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования. Монотипия, обведение ладони и кулака. 4 неделя «Осенние листья» Ноябрь. 1 неделя «Букет из листьев» 2 неделя «Лесные звери» 3 неделя «Любимое животное» 4 неделя «Узоры по контуру» умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами большое крыло, кулак маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Подбирать для букета листья по форме, цветовой гамме. Обучать детей выполнять декоративную композицию. Познакомить с понятиями «кайма», «центр». Обучать составлять узор, подбирая необходимые по цвету и форме листья для осуществления замысла. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость Подбирать листья по форме и составлять из них композиции. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. Учить создавать различные виды объемной скульптуры из шишек и веточек, палочек. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. принадлежности для рисования. Разноцветные осенние листья. Разноцветные осенние листья, тесьма, оберточная бумага Природные материалы: пластилин, шишки, желуди, палочки сухие, Продолжать учить создавать каштаны и др. различные виды объемной скульптуры из шишек и Природные веточек, палочек. материалы: Воспитывать аккуратность в пластилин, шишки, желуди, работе, усидчивость. Учить выкладывать по палочки сухие, силуэтам узоры из камушек, каштаны, перышки и др. ракушек, шишек, палочек. Природные материалы: Декабрь 1 неделя 2 неделя 3неделя 4неделя Январь 1 неделя Учить создавать из бумаги «Изготовлени объемных игрушек: е елочных фонарики, снежинки, игрушек из гирлянды. бумаги» Продолжать обучать детей «Собачка» (ор складывать бумагу в разных игами) направлениях, сглаживать сгибы. Упражнять в ориентировании на листе бумаги. Активизировать словарь: складывать, оригами, подворье, домашние животные. Воспитывать усидчивость, терпение, умение трудиться сообща. Познакомить с таким способом изображения, как «Веселые кляксография, показать ее кляксы» выразительные возможности. Обучать дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Обеспечить развитие воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности. «Чайная пара» Продолжать расширять представления детей о посуде. Формировать навыки культурного поведения во время приема пищи «Снеговик» Обучать детей заполнять как хаотично, по контуру детали, так и полностью заполняя всю деталь. Продолжать развивать мелкую моторику рук. ракушки, камушки, шишки, палочки и др. Бумага цветная, ножницы, клей. Листы бумаги, ножницы. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета, все принадлежности для рисования. Ножницы, бумага, трафареты, клей Ватные диски, клей, кисти, бумага, трафареты, карандаш простой. 2 неделя «Роспись хохлома» «Снеговичок» 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя «В зимнем лесу» «Котик» Воспитывать усидчивость, старание, умение доводить дело до конца. Продолжать работу с трафаретами, упражнять в вырезании, в умении пользоваться самоклеящейся пленкой. Активизировать словарь: Хохлома, деревянные, роспись, народные умельцы, завиток, травка, ягодки. Комкание (скатывание) бумаги . Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Продолжать обучать детей тонировать бумагу, рисовать штампами и тампоном. Обеспечить развитие мелкой моторики рук, творчества и фантазии. Активизировать словарь детей: заря, рассвет. Фон, отпечаток. Воспитывать аккуратность в работе. Ножницы, бумага, трафареты, самоклейка разных цветов, карандаш простой. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей. Лист, гуашь, штампы, тампоны, маленький листочек для проверки цвета, все принадлежности для рисования. Продолжать работу с трафаретом, обучать детей делать аппликацию из ваты. Активизировать словарь: Бумага цветная, бархатная бумага, вата, ножницы, клей, мягкая, пушистая. вата. 2неделя 3неделя «Роспись хохлома» «Золотая рыбка» «Портрет» 4неделя «Мимоза» Март 1 неделя 2неделя «Ромашки в корзине» Продолжать развивать мелкую моторику рук, вспомнить русские народные сказки, потешки, загадки, песенки про кота. Воспитывать усидчивость, старание, умение доводить дело до конца. Продолжать работу с трафаретами, упражнять в вырезании, в умении пользоваться самоклеящейся Ножницы, бумага, трафареты, пленкой. Активизировать словарь: карандаш простой. Хохлома, деревянные, роспись, народные умельцы, завиток, травка, ягодки. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые Карандаши, детали. Рисунок из ладошки акварель, кисти, бумага. Учить детей рисовать по представлению. Воспитывать эстетическое отношение, Восковые мелки, акварель, все развивать творчество. принадлежности для рисования. Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить Лист, гуашь, знания о цветах, развивать ватные палочки, эстетическое отношение тампоны, все к окружающему миру; принадлежности для рисования. формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. Закреплять умение вырезать круги, складывать бумагу гармошкой и разрезать ее на Листы бумаги, полоски по линии сгиба. ножницы. Создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей. Закреплять навык переплетения полос бумаги. продолжать обучать работать сообща. 3неделя «Красивые картинки из Обеспечить развитие разноцветной воображения. нитки». Продолжать обучать детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Обеспечить развитие цветовосприятия, умения подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Обучать аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой «Фантазёры» струйкой. 4неделя Апрель 1 неделя «Волшебные узоры». Бумага, акварель клей, разноцветные нитки. Учить детей использовать мыльные пузыри как средство рисования в Бумага, мыльные соответствии с техникой пузыри, салфетки. рисования. Развивать эстетическую направленность. Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с Клей, жанром натюрморта. Вызвать разноцветные нитки. эмоциональную отзывчивость, удовольствие «Космос». 2неделя «Матрёшки». 3неделя 4неделя Май 1 неделя 2неделя «Весенние цветы» от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, акварельные краски). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. Расширить знания детей о цветах. Продолжать учить правильно пользоваться техникой ниткографии. Воспитывать заботливое отношение к природе. Восковые мелки, акварельные краски, бумага, принадлежности для рисования. Все принадлежности для рисования, мятая бумага. Лист, гуашь, нитки. «Праздничны й салют» Продолжать знакомить детей с техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих Бумага, восковые праздниках (1, 9 мая), учить мелки, акварель рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит. «Одуванчики - пушистое чудо природы» Продолжить развивать у детей художественнотворческие способности с помощью техники «набрызг». Обучать Все особенностям изображения принадлежности объектов с помощью техники для рисования «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. «Ландыши» 3неделя 4 неделя «Вот и лето пришло». Закреплять умение рисовать бутоны и цветки на фоне широких зеленых листьев штампиком или указательным пальцем. Совершенствовать навык смешивания красок на палитре для получения нужных оттенков зеленого цвета (темно-зеленый, светло-зеленый). Развивать композиционный навыкумение располагать растение в середине листа бумаги. Гуашь, кисти, бумага. Гуашь, кисти, бумага. Литература: 1. И. В. Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду», 2. «Издательство: Академия развития в детском саду 2010г.» 3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1: «Издательство Скрипторий 2003г.» 4. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2: «Издательство Скрипторий 2003г.» 5. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду». «Издательство: Академия Развития, Харвест 2009г.» 6. Журнал «Ребенок в детском саду, №1, 2006г», 7. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова «Художественно – творческая деятельность. Оригами». «Издательство: Учитель 2011г.» 8. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, |К2009. 9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Цветной мир, 2017.