КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Основанием для разработки образовательной программы дошкольного образования МБДОУ- детского сада № 34 послужили:
➢ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности с 01.01.2021 г. определяется в соответствии с приказом
Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021?ysclid=lltm2n9uhb774885361
➢ Требования к структуре, объему, условиям, результатам освоения с 01.01.2014 г. определяются в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201902140015?ysclid=lltmdhg2ni360965241
➢ Базовый объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения с 01.09.2023 г. определяются в
соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в МБДОУ – детский сад № 34 (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения
образовательной программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от
08.11.2022).
При разработке Программы учитывались следующие нормативно правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки

2

России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный
№ 72264);
‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25
ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
‒ Устав МБДОУ – детского сада № 34;
‒ Программа развития МБДОУ – детского сада № 34.
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2)
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение
детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям)
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Содержание ОП ДО ориентировано на:
- обучение и воспитание ребенка как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа;
- воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;

3

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей, инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Образовательная программа построена на принципах:
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского
развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становятся субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей) совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников;
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Образовательной организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учета этнокультурной ситуации развития детей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть соответствует Федеральной программе и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся
традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе:
1.
Парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности», авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко.
2.
Парциальной программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные
ладошки», автор И.А. Лыкова.
3.
Парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор Л.Л. Тимофеева.

4

4.

Парциальной программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В. Бережнова, В.В.

Бойко.
5.
Регионального содержания.
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: ранний , дошкольный возраст / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская,
О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт
развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей, педагогов ДОО и
ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий.
Цель Программы в обязательной части: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Цель Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений: создание условий для расширения и
углубления основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности,
избирательные интересы дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных
особенностей.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе указаны цели и задачи Программы, принципы её формирования. Включены планируемые результаты освоения
Программы в обязательной части и в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Определены подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
В нем раскрыто описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Представлены особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие
педагогического коллектива с семьями обучающихся, направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления

5

воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы,
организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Показано материально-техническое обеспечение Программы в
обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений
В разделе определены перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра
анимационных произведений.
Представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
В организации нет дошкольных групп компенсирующей и комбинированной направленности, но в связи с принятием ФГОС ДО,
предусматривающего возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья и детей-инвалидов, воспитывающихся в общеразвивающих группах. Программа определяет содержание и организацию
коррекционно-развивающей работы с детьми (логопедической помощи, психолого-педагогического сопровождения) в возрасте от 5 до 7
лет, имеющих ТНР на основании заключений, данных ТПМПК «Радуга».
Цель коррекционно-развивающей работы является - построение системы для обеспечения равных стартовых возможностей
воспитанникам, имеющим трудности в освоении системы родного языка в период дошкольного детства, при взаимодействии всех педагогов
и родителей (законных представителей) дошкольников.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся (п.26 ФОП ДО)
Цели, задачи и принципы взаимодействия с родителями
Цели взаимодействия (п.26.1 ФОП ДО)
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов.
2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного
потенциала семьи.
Задачи взаимодействия (п.26.3 ФОП ДО)
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного
возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

6

1)
2)

3)

4)

5)

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями
(законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы взаимодействия (п.26.4 ФОП ДО)
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей
(законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но
именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях
пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный
доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об
особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных
представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения,
проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично
и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных
представителей) в интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности
семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение
к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в
совместное решение образовательных задач;
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и
характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно
для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями)
дополняет, поддерживает и тактично направляет воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов (п.26.2 ФОП ДО).
При
реализации
образовательной
программы МБДОУ осуществляется

•

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;

7

взаимодействие
обучающихся в целях:

с

семьями

•

•
•
•
•
•
•

повышения компетентности родителей (законных представителей в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
обеспечения единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
образовательной организации и семьи;
повышения воспитательного взаимодействия семьи
информирование родителей (законных представителей);
просвещение родителей (законных представителей);
вовлечение родителей (законных представителей);
способствованию развитию;
построение взаимодействия

на принципах:

•
•
•
•
•

открытости;
взаимного доверия, уважения и доброжелательности;
индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье;
возрастосообразности
приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;

по направлениям:

•
•
•
•
•

диагностико – аналитическое;
просветительское;
консультационное
реализация образовательных задач, проектов, мероприятий;
организация развивающей предметно-пространственной среды.

•
через решение задач:

(п.26.6 ФОП ДО) Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся
предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных
мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
(п.26.7 ФОП ДО) Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
(п.26.7.1 ФОП ДО) Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской
деятельности:

8

1)
информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка
(рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной
активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии
негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью
ребёнка;
2)
своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального
календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
3)
информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей
на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4)
знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5)
информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей
систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества
памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).
(п.26.7.2 ФОП ДО) Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет
привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).
(п.26.9 ФОП ДО) Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность педагоги нашего детского
сада используют специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей
(законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти
материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с
ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи: родители (законные
представители) привлекаются к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных
задач.
(п.26.10 ФОП ДО) Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог
педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка,
выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение
родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для
конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для
разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
(п.26.11 ФОП ДО) Педагоги ДОО самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы
взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных
технологий сотрудничества позволяет устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями),
эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
об утверждении стоимости платных услуг в 2024-25 уч. году.pdf (скачать)
Распоряжение ДО об установлении родительской платы на 2023 год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».